Живая эмоция фактуры

13 марта 2018 в 19:49

Работы мариупольского художника Сергея Кириллова поражают своей монументальностью и выразительной техникой исполнения

Более 60 живописных полотен Сергея Кириллова заняли экспозиционные площади Центра современного искусства, и их здесь не кажется много, учитывая невероятную работоспособность автора и монументальность его живописи. Давненько уже в Мариуполе не видели масштабных собраний станковой живописи, написанной на больших полотнах. Посетив выставку, вы не увидите ни батальных, ни исторических, ни жанровых сцен – здесь представлено исключительно современное искусство, обращенное к душе зрителя.

Выставки и дипломы

Любимые жанры Сергея Кириллова – пейзаж и натюрморт, в них мастер наиболее убедителен. В этом удостоверились ценители прекрасного не только в Мариуполе, но и по всей Украине.

Сергей участник 26 всеукраинских, пяти международных и 19 групповых выставок. Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях Украины, Италии, Австрии и России.

В декабре 2017 года Сергей Кириллов получил диплом II степени второй Всеукраинской выставки визуального искусства, организатором которой выступил Международный фонд Национальной академии искусств Украины. На суд жюри, которое возглавил ректор вышеупомянутой академии народный художник Украины Андрей Чебыкин, мариупольский мастер представил картину «Загадочный лес», созданную в 2016 году.


В поиске гармонии. Идеальная композиция и подходящая настроению колористика помогают автору в его признании в любви к родному Мариуполю.

Сергей Кириллов родился в Мариуполе, здесь же учился в художественной школе. В 1991 году окончил художественное отделение Ленинградского политехникума.  Затем началась активная выставочная деятельность молодого художника. И уже в 2000-м Сергей стал членом Мариупольской организации Национального союза художников Украины.

Полвека в строю

Нынешняя «Ретроспектива» открылась в канун 50-летия автора. Ее проведение было подготовлено прошлогодней выставкой «Прикоснись к природе сердцем».

Искусствовед Марина Стрельцова, пристально и системно изучающая творчество мариупольских художников, отметила, комментируя это событие, что Сергея Кириллова можно назвать мастером передачи состояний природы: «Его картины самодостаточны в своем воплощении и в то же время отражают состояние души человека, его осознание великолепия окружающего мира. Иначе говоря, живопись Кириллова не о «деревьях и цветах», а о том, что он за человек и каким ему изнутри видится мир. Сергей делится со зрителем своим видением, доказывая, что жизнь не может сломить того, кто ее по-настоящему любит. Это значит, что полнота эмоциональных переживаний в работах художника продиктована далеко не одними внешними обстоятельствами. Это некое переживание радости бытия, наслаждение моментом, состояние сиюминутного очарования не только и не столько природой, сколько полнокровным «фрагментом» жизни, который по закону фрактала стремится к самовоссозданию в более крупных временных и пространственных формах».


Рука мастера узнаваема. Неожиданные ракурсы, пространственная глубина, игра фактур и сочетание различной плотности слоев масляной краски, особенный способ нанесения мазка и штриховки делают работы Сергея Кириллова необычайно выразительными.

Создал свой мир

Как отметила на вернисаже директор Центра современного искусства Ирина Волкова, секрет творчества Кириллова заключается в том, что свой внутренний мир (автор плохо слышит с детства) он воплощает в своих картинах: «Творец подарил Сергею дар слышать себя, свою музыку. Причем в нем настолько ярко живет радость мира, что, как сказал художник Владимир Харакоз,

Сергей эту лирику внутреннего мира изливает на холст. И этот мир, в котором он живет, и его внутренняя лирика заставляют говорить об авторе как об особом явлении в творчестве».

Мариуполь, Киев, Одесса

Нынешняя персональная выставка «Ретроспектива», которая проходит сейчас в центре современного искусства имени Архипа Куинджи, – вторая по счету. Первая состоялась в 2017 году в художественном музее Мариуполя и называлась «Прикоснись к природе сердцем». Работы Сергея Кириллова вскоре будут показаны в Киеве – персональная выставка художника откроется в галерее Zavalnyi Art Center. Увидят картины мариупольского художника и в Одессе.

В беседе с Натальей, женой художника, мы выяснили, что Сергей любит фактурную и объемную технику живописи: «Ему это интересно – не тонкий, полупрозрачный мазок кистью гиперреалистов, как на фотографическом изображении, а полноправный, полный жизни. Сергей стремится к тому, чтобы любой человек, даже не посвященный в тайны творчества, зашел на выставку и сразу ощутил всплеск эмоций».

Говоря о живописной технике Сергея Кириллова, стоит подчеркнуть его гиперболизацию пастозного мазка. Он мастерски использует особые пластические качества масляной краски, что позволяет ему буквально лепить изображаемое, создавая разно­образнейшие сочетания плотных слоев краски, на многих полотнах попросту выдавленной из тюбика. Игрой различных фактур художник добивается невероятной степени осязательности изображаемых предметов, достигая особой материальности живописи.

Признание

Сам художник определяет свой стиль как современный импрессионизм. «Да, действительно, импрессия – это, несомненно, то, что первично и основополагающе в его работах, – считает Оксана Стомина, поэт и журналист. – В полотнах Кириллова мы видим не только руку, но и душу художника, который передает собственное восприятие этого волшебного мира, восхищение красотой и изменчивостью природы, впечатление от созданной человеком архитектуры. Однако индивидуальность Сергея Кириллова, как и всякого настоящего художника, гораздо многограннее и шире, чем энциклопедическая характеристика направления, к которому он сам себя причисляет. А это и есть самая большая похвала творцу».

Чуткий лирик

Сергею Кириллову удается очень точно передать в своих картинах не только состояние природы, но и свое настроение, свое отношение к изображаемому, считает заведующая художественным музеем имени Архипа Куинджи Татьяна Були. В полотнах художника чувствуется вдумчивый подход к отбору форм и цвета. Некоторые из них балансируют на грани с лирико-эмоциональной абстракцией. Картины Кириллова отличает тончайшая, многонюансная тональность живописи.

Николай Пожогин