Женский вклад в искусство

06 декабря 2017 в 14:44

Эмоциональность и экспрессионизм: о роли феминного и феминистического в творчестве

Две знаковые личности из Запорожья – искусствовед, журналист, культуролог Инга Эстеркина и молодая художница Ксения Платанова в минувшие выходные посетили Мариуполь. К нам они привезли выставку работ Ксении и лекцию о проблемах феминизма в творчестве современных украинских художниц. Этот аудио-, видео- и предметный перформанс жители нашего города увидели в минувшую субботу в арт-платформе «ТЮ».

Кем себя считает художник

Впервые лекция «Между феминным и феминистическим: украинское современное искусство в период перехода» была прочитана осенью нынешнего года на фестивале равенства в Запорожье.

«Как правило, талант не имеет пола, потому не делю искусство по этому признаку, – рассказала Инга Эстеркина. – Но круг тем, отношение к жизни, восприятие – все это, конечно, в той или иной степени детерминировано полом. Поэтому важно знать в некоторых случаях, кем себя считает художник – мужчиной, женщиной. Мы говорим о гендере как о социальном половом признаке, который, по сути, тот же пол, только очерчивает гораздо более широкий круг, относится не только к биологии и физиологии, но и к месту человека в мире».


Фото Артема Березнева. Автор и арт-объект. Эпатажная Ксения Платанова и персонаж из детских фобий.

Феминистское искусство отличается от женского (феминного), во-первых, активной жизненной позицией, поясняет Инга Эстеркина, во-вторых, художник сам по себе носитель активной позиции и яркой индивидуальности: «Поэтому женские темы отражаются в искусстве украинских художниц, героинь моей лекции, чрезвычайно разнообразно, некоторые не только не считают себя феминистками, но и круг их тем никоим образом не пересекается с основными темами феминизма».

Женский взгляд

Понятно, что пересказывать всю лекцию – дело неблагодарное. По нашей просьбе автор дала короткую аннотацию: «Я перечисляю имена прославленных художниц ХХ века: Луиз Буржуа, Джуди Чикаго, Ева Гессе. Особую роль отвожу Марине Абрамович. Говорю и о современных английских художницах, имеющих отношение к «Британским новым художникам», – Трейси Эмин, Саре Лукас. Конечно, упоминаю об Александре Экстер, Марии Примаченко, Катерине Билокур, Татьяне Яблонской. Само собой, рассказываю о современных украинских художницах, с которыми лично знакома: Марине Скугаревой, Татьяне Малиновской, Яне Быстровой, Алине Якубенко. И конечно, о наших землячках – Ксении Платановой и Виктории Коневой».

Сырое мясо вдохновляет

Ксения Платанова творит невероятные портреты из продуктов; кукол, будоражащих сознание, – из мяса, хоррор-маски – из папье-маше для театральных постановок и другие не менее оригинальные объекты. Отдельные произведения были представлены непосредственно в «ТЮ», другие показаны на фото и экране.


Образ лектора. Портрет Инги Эстеркиной, выполненный из кошерных продуктов.

«Игры с сырым мясом в современном искусстве многократно отрефлексированы, – рассказывает Ксения Платанова. – Скажем, мясное платье Леди Гаги на награждении MTV Music в 2010 году – это повторение перформанса феминистки Энн Симонтон, которая вышла на улицу в мясном наряде в 1988-м. За год до этого платьем из мяса прославилась канадская художница-феминистка Яна Стербак. Кстати, платье Энн Симонтон хранится в законсервированном виде в Иерусалимском музее. Что касается моих предпочтений в материале, то я себя не ограничиваю: если в руках глина, делаю из глины, если текстиль – из текстиля, если мясо – из мяса».

О цели творчества

«Творчество почти всегда способ справиться с какими-то детскими переживаниями и травмами. Это все игра с материалами, умом, воображением для растворения личных страхов… А современное искусство – питает и вдохновляет. Я ко всему отношусь с большим интересом. Если чего-то не понимаю, то говорю себе: у тебя просто недостаточно знаний. Заниматься самообразованием никогда не поздно, и я не упускаю этой возможности. Мне очень помогают лекции о современном искусстве и живое общение. Счастлива, что лично знакома с некоторыми невероятно талантливыми художниками. Вот это общение и есть воздух для меня. Поэтому я могу сказать, что, конечно, люблю современное искусство – это моя среда».


Шевченко VS мимоза. Веточка серебристой акации на лацкане поэта.

Веточка мимозы

Ксения вспоминает, что героем ее первого портрета из еды стал Тарас Шевченко. По словам художницы, это была резонансная история: «Я сделала его портрет 7 марта и выложила в Facebook. Подтолкнули к этому дискуссии из серии: отмечать нам 8 Марта или день рождения Кобзаря, в сегодняшней реальности что нужнее украинцам – женский («мимозный», как многие воспринимают) день или все-таки рождение Кобзаря? И я решила накануне 8 марта выложить портрет с маленькой веточкой мимозы – такой незначительной, как отражение распространенного мнения «Видали мы вас с вашими женскими правами». Мимозу я сделала из покрашенного черного перца и веточки укропа. По-моему, все концептуально».

Потом Ксения создала собственный портрет из селедки, потому что очень любит эту рыбу:

«Согласитесь, сделать автопортрет не из лепестков роз, а из селедки – это достаточно самоироничный жест. Мне понравилось бросать себе вызов, ведь до этого никогда с салом или селедкой в таком плане не работала. Я начала делать портреты ко дню рождения моих близких людей, которые не обидятся».

Николай Пожогин

 
0 Console 0.0525 s Load Time 4.01 MB Memory Used 6 Queries Database vars & Config 71 Files