Яхтсмены и морские саперы: возможно ли соседство?

Вопрос остается открытым, но полная или частичная передача базы бывшего яхт-клуба «Ильичевец» под морской центр разминирования может стать реальностью

30 января в 12:23

Главное управление Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Украины в Донецкой области уверено: в прифронтовом Мариуполе должен быть центр подводного разминирования и морских спасательных операций, специалисты которого будут отвечать за безопасность на воде. Городская власть предложила рассмотреть в качестве варианта коммунальную базу Мариупольского городского водно-спортивного комплекса – это бывший яхт-клуб «Ильичевец». Сами яхтсмены в соцсетях, на сессии горсовета, на собраниях и в чиновничьих кабинетах призывают не закрывать один из двух действующих в городе яхт-клубов. Все страхи и опасения спортсменов связаны с тем, что не будет парусов в морском Мариуполе.

С дрожью в голосе

Сказать, что яхтсмены очень расстроились, узнав о перспективе передачи объекта в другие руки, – значит ничего не сказать. Они готовы бороться до последнего за свое право выходить в море под парусом. С дрожью в голосе рассказывают, что с яхт-клубом «Ильичевец» связаны их детские и юношеские воспоминания, строили этот объект их родители, а парусный спорт – это не просто увлечение, это часть их жизни. Другие просят подумать о подрастающем поколении, представители которого с горящими глазами приходят сюда осваивать на практике морское дело. Детям, прибывшим из зоны боевых действий, море и яхты лечат души: здесь их лица впервые за долгое время расцветают улыбками, говорят родители.

«Помню, на открытии 30-й крейсерской регаты на Кубок Азовского моря, проходившей на базе бывшего ильичевского яхт-клуба, заместитель городского головы Ярослав Хотнянский утверждал, что городская власть всегда, при любых обстоятельствах будет развивать парусный спорт. Он пообещал, что совместно с активом разработают проект развития яхт-клуба и через пять лет это будет жемчужина нашего города. Но пока нас все время пытаются кому-то передать», – говорит Павел Красовский, председатель совета капитанов яхт-стоянки №2 Мариупольского городского водно-спортивного комплекса.
«Нашему яхт-клубу пошел 47-й год, все девять яхт в рабочем состоянии, самой старшей – «Пилигриму» – 46 лет. Сейчас на базе девять коммунальных и 15 частных яхт, здесь занимается яхтингом до 80 человек, ветераны на общественных началах обучают молодежь (а это более двадцати человек), готовят себе смену. Рассматривался вопрос о том, чтобы освободить эту базу для областной ГСЧС, а коммунальные яхты перевести на другую базу – где находился бывший яхт-клуб «Азовсталь». Проблема в том, что там не хватит места для размещения крейсерских яхт на воде, в этой бухте занимаются дети. Где в таком случае держать плавсредства – на берегу? Так ведь там маленький кран, он не поднимет наши яхты, они для него слишком тяжелые», – говорит Павел Красовский.

Кран, который стоит на бывшей ильичевской водной станции, транспортировать невозможно. К тому же здесь большая ремонтная база, эллинги.

Аргументы яхтсменов, настроенных против переезда, таковы: занятия для детей, которые проводятся на бывшей азовстальской станции, – это хорошо, но если город лишится бывшей ильичевской водной станции, то где им заниматься, когда они повзрослеют? Юношеских яхт нет! Не окажется ли молодежь на улице, предоставленная сама себе?

Рано или поздно АТО закончится, в Мариуполь будет приезжать больше туристов, и когда люди захотят обзавестись яхтами, станет вопрос их размещения и мест для выхода в море. В нашем городе сейчас только две действующие стоянки, обе в коммунальной собственности. Если территорию бывшего «Ильичевца» передать в другие руки, она уже никогда не вернется обратно, уверены яхтсмены. А это значит, что яхтинг в Мариуполе может оказаться на грани исчезновения. По словам ветеранов парусного спорта, в Азовском море базы для яхт есть только в двух городах – в Мариуполе и Бердянске. В последнем, говорят, ситуация плачевная: таких бухт, как в нашем городе, там вообще нет. В лучшие времена в Бердянске было четыре яхт-клуба, сейчас там осталась лишь детская парусная школа. Яхтсмены задаются вопросом: не ждет ли такая судьба и Мариуполь? По словам председателя Донецкой областной федерации парусного спорта Виктора Колесникова, в Мариуполе в свое время было восемь водных станций.

Ветераны возмущаются: почему бы ГСЧС в Донецкой области не рассмотреть в качестве варианта одну из пустующих водных станций, коих на побережье достаточно, например станцию бывшего ДОСААФ, и привести ее в порядок, почему они хотят прийти на все готовое?

Любой каприз за ваши деньги

Городские власти настаивают на том, что средства местного бюджета должны расходоваться эффективно, особенно это важно в условиях финансовой децентрализации. На содержание двух баз Мариупольского водно-спортивного комплекса, по данным управления по физической культуре и спорту, в 2017 году закладывалось 1,8 млн грн, в 2018-м финансирование увеличили до 2,3 млн грн.

Какой видят местные чиновники дальнейшую судьбу бывшего яхт-клуба «Ильичевец» и как оценивают перспективы развития парусного спорта в Мариуполе?

Начальник управления по физкультуре и спорту Мариупольского горсовета Алексей Казанцев говорит, что беспокоиться на самом деле не о чем:

«Мы попросили ГУ ГСЧС в Донецкой области проработать перспективу обеспечения яхтсменов возможностью выхода в море на коммунальных яхтах, и сейчас они рассматривают наше предложение. Если же это будет режимный объект, мы переведем их на бывшую водную станцию «Азовсталь», у них будет такая же бухта, они будут там ставить суда, продолжать заниматься любимым делом, никто их оттуда не выгоняет. Целесообразность вкладывания средств в бывший яхт-клуб «Ильичевец», а денег у нас не так много, мы не рассматривали. На этой станции отсутствует система отопления, с канализацией проблема. Чтобы привести это здание в порядок, нужно вложить огромные деньги – около 30 млн грн. Если мы говорим о развитии парусного спорта, то в первую очередь следует говорить о детском спорте. Мы этот вопрос прорабатывали, у нас детские секции существуют на бывшей водной станции «Азовсталь». На бывшей ильичевской детских секций нет из-за неудобной транспортной развязки. Наша позиция такова: взрослые сами должны оплачивать свои спортивные увлечения».

И пока нет проекта решения, есть намерение ГСЧС арендовать эту станцию. Заместитель городского головы Александр Кочурин считает, что яхт­смены, которые занимаются на коммунальных яхтах, здесь же и останутся, а вот частные должны перебазироваться в бывший азовстальский яхт-клуб.

«Я – за развитие парусного спорта, но на это нужны колоссальные денежные средства. Сейчас фокусируемся на системе образования – в школах крыши текут, детские сады требуют капитального ремонта. Если говорить о спорте, то упор нужно делать на более массовых его видах, к которым парусный спорт не относится», – расставляет приоритеты Александр Кочурин.

Все водные виды спорта – под одну крышу

Городской голова Мариуполя Вадим Бойченко не видит ничего плохого в том, чтобы областная ГСЧС разместилась рядом с яхтсменами и взяла на себя бремя финансовой нагрузки в части содержания инфраструктуры бывшей водной станции меткомбината имени Ильича.

«Как будут яхты ходить по нашему морю, если никто не даст гарантий безопасности? Что дает создание центра – так это возможность разминировать дно, чтобы наши парусные регаты проводились и лодки могли выходить в море. Это даст новые рабочие места и наполнит городскую казну, снизит бремя финансовой нагрузки на бюджет. Надо находить компромисс. Наверное, неправильно частные увлечения финансировать за счет городского бюджета. Депутаты местного совета не поддержат такое решение – мы предварительно с ними говорили», – сказал мэр во время пресс-конференции в конце прошлой недели.
«Быть парусному спорту в Мариуполе или нет? Я отвечу: быть. Мы обсуждали этот вопрос с губернатором Донецкой области Павлом Жебривским и его заместителем Виктором Ремским. Это уникальное направление, закрывать его мы точно не будем и не собирались. Детско-юношеская школа будет существовать, но ее следует развивать. Нужно иметь проект развития и, соответственно, финансовый ресурс. Где его взять? Мы можем обратиться в Государственный фонд регионального развития и там просить финансирование под реализацию полномасштабного проекта на базе бывшего яхт-клуба «Азовсталь», где можно разместить спортивный клуб. Мы хотели связать парусный спорт с пространством уникальной гребной базы, которая сейчас в ужасном состоянии. Хотим собрать водные виды спорта под одной крышей, но с разными локациями, ­сейчас готовим проектно-сметную документацию. Мне показывали архитектурное решение – очень здорово смотрится. Но, подчеркиваю, нам нужен спонсор, который бы все это профинансировал. С другой стороны, иметь две базы в Мариуполе – это дорого», – высказал свою точку зрения Вадим Бойченко.

Цена безопасности

Заместитель начальника ГУ ГСЧС в Донецкой области Андрей Даник, возглавляющий саперное подразделение, отмечает, что вопрос разминирования акватории Азовского моря стоит очень остро, учитывая, что здесь находится морской торговый порт и масса других объектов, при этом существует угроза подрывов в акватории моря. Если же безопасность на воде не будет обеспечена, то о каком выходе в море может идти речь? В этой связи возникла необходимость создания в Мариуполе центра подводного разминирования и морских спасательных операций, но это потребует огромных затрат.

«Нам готовы помогать только под существующие базы. Мы изучаем вопрос возможности нашего размещения на территории бывшего яхт-клуба «Ильичевец». Мы пришли в Мариуполь не разрушать, а созидать. Мы – за развитие парусного спорта. Нужно обсудить, как совместно пользоваться этим объектом, думаю, найдем компромисс. Война рано или поздно закончится. Но спасательные катера, которые привлечем сюда, останутся в Мариуполе», – отметил Андрей Даник.

Заброшенные базы на территории Мариуполя ГСЧС в качестве альтернативы не рассматривает, поскольку это потребует огромных временных и финансовых затрат, чего они себе позволить не могут.

«Капитану Чусову» нашли применение

Что касается катера «Капитан Чусов», базирующегося на бывшей ильичевской водной станции, то он сменит место дислокации.

«Мы пытаемся сохранить катер. Ходить на нем очень дорого, поэтому есть предложение переместить его на бывшую азовстальскую водную станцию и организовать на его базе общественное пространство», – рассказывает заместитель городского головы Александр Кочурин.

Эту информацию подтвердил мэр Вадим Бойченко.

«Чтобы отремонтировать, заправить и содержать катер «Капитан Чусов», который приписан к бывшей ильичевской базе, необходимо 3,5 млн грн. И тогда нам задают вопрос: вам некуда деть 3,5 млн гривен? А когда вы отремонтируете в школе крышу или туалеты? Нам действительно есть куда эти средства направить, и мы не можем сегодня содержать этот катер. При поддержке европейских и американских партнеров молодежь предложила организовать там общественное пространство. «Капитан Чусов» не будет ходить по морю, а превратится в молодежный хаб», – делится планами городской голова.

Не «рвите» паруса

Яхтсмены предложили варианты использования базы

Спортсмены не верят в то, то ГСЧС сможет соседствовать с ними, если речь идет о создании режимного объекта по разминированию. И потому настаивают на том, чтобы их ни в коем случае не выселяли с базы бывшего яхт-клуба «Ильичевец».

Так, общественная организация «Мариупольский крейсерско-гоночный яхт-клуб» обратилась за помощью к городскому голове с просьбой дать возможность взять на себя инициативу поддержки и процветания яхт-клуба, акватории и не дать ей стать закрытой территорией.

«Главная достопримечательность Мариуполя – это море. А стайки белоснежных парусов – это украшение акватории. Домом для яхт служит яхт-клуб, где они хранятся и ремонтируются. Безусловно, их содержание требует определенных затрат. В городе есть много профессионалов и любителей, которые готовы вкладывать силы и средства в поддержание этого элегантного и сложного вида спорта. Наши яхтсмены участвуют в соревнованиях на высоком профессиональном уровне. А для обычных горожан это прекрасная возможность приобщиться к здоровому образу жизни и активному отдыху на море», – говорится в тексте обращения.

Общественники хотят создать на бывшей ильичевской базе комплекс для отдыха и мероприятий на воде, место стоянки, хранения, сервиса яхт и катеров, центр по обучению и подготовке яхтсменов, а также морское агентство.

В минувшую субботу во время расширенной встречи стороны в очередной раз обменялись мнениями, но вопрос дальнейшей судьбы бывшего яхт-клуба «Ильичевец» остается открытым.

«Надо сохранить бывший яхт-клуб «Ильичевец», отдавать его нельзя. Нам говорят, что содержание станции дорого обходится. Хочу сказать, что яхты, которые были переданы меткомбинатом имени Ильича, мы обслуживаем сами и не просим город финансировать работы по содержанию плавсредств. Единственное, чего мы хотим, так это чтобы территория оставалась нашей», – высказал свое мнение капитан яхты «Грего» Олег Катела.

Дмитрий Половинко, владелец нескольких яхт, которые он смастерил своими руками, также категорически против передачи бывшего «Ильичевца», так как в этом случае оставлять плавсредства ему будет негде.

Парусному спорту быть?

Мариупольцы выступают против закрытия яхт-клубов

Юлия Франжева