Вынудили приструнить

С первого января Правила дорожного движения стали строже, штрафы обещают увеличить в разы, но на деле закон не работает

11 января в 15:46

Ужасающие ДТП, в которых водители на сумасшедшей скорости неслись за своей смертью и забирали жизнь ни в чем не повинных людей, подтолкнули законодателей к ужесточению правил дорожного движения. Так, в начале августа жуткое дорожно-транспортное происшествие произошло под Киевом на Бориспольской окружной трассе: столкнулись навстречу друг другу ВАЗ и Opel, погибли шесть человек. Не так давно произошло самое скандальное ДТП года: в октябре 2017-го Lexus 20-летней Елены Зайцевой забрал жизнь шести харьковчан.

Динамика дорожных происшествий не радует – она идет по нарастающей. Так, в 2016 году в стране произошло 154,6 тыс. аварий, в которых погибли 3187 человек, в 2017-м ситуация только ухудшилась – в сравнении с 2016 годом показатель вырос на 9%. За первые 10 месяцев 2017-го было зарегистрировано 133 тыс. ДТП, в которых пострадали 16,9 тыс. человек. Тот факт, что дорога забрала больше жизней, чем война в Украине, послужил мотивацией в первую очередь ограничить скорость передвижения в пределах города.

Теперь не больше 50 км/ч

С 1 января в Украине вступило в силу ограничение скорости движения автомобилей в городе до 50 км/ч. Параллельно с ним Кабмин утвердил пока только проект закона, предполагающий повышение штрафов за превышение скорости до 3,4 тыс. грн вместо 510. Перестало действовать и допустимое превышение скорости на 20 км/ч. Отныне водители могут превысить скорость только на 10 км/ч. Зато с 23:00 до 5:00 продолжит действовать ограничение до 60 км/ч.

«Ограничение до 50 км/ч действует в большинстве населенных пунктов Европейского союза», – говорится в пояснении к постановлению Кабмина №883 от 10 ноя­бря 2017 года.

Несмотря на новые правила, водители продолжают превышать скорость, и полиция только разводит руками – они не могут оштрафовать нарушителей, поскольку специальной техники для фиксации превышения скорости у правоохранителей нет. «Радары для фиксации скорости, которые были у ГАИ, могли работать только на стационарных пунктах. Патрульная полиция находится все время в движении, мы не можем стоять на одном месте для фиксации нарушений. Да и сами радары не переходили на баланс полицейских. Правительство думает установить на дорогах специальные камеры для фиксации правонарушений, но и это предложение пока только на рассмотрении. Правовая коллизия заключается в том, что закон принят, а как контролировать его выполнение – неизвестно», – прокомментировала ситуацию инспектор первой роты батальона Управления патрульной полиции в Донецкой области Ольга Артюхова.

Вторая коллизия касается повышения штрафов. Если сейчас депутаты поддержат этот закон, он будет противоречить Кодексу об административных нарушениях, поскольку в нем суммы штрафов остались прежними, отмечает ольга Артюхова.

По новым правилам

Помимо нового скоростного ограничения, в силу вступили и другие изменения Правил дорожного движения. Например, согласно постановлению КМУ №860 от 15 ноября 2017 года, поворот необходимо осуществлять так, чтобы во время выезда с пересечения проезжей части транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения, а в случае правого поворота следует двигаться ближе к правому краю проезжей части.

Изменен и порядок проезда перекрестков с круговым движением. Преимущество на таких нерегулируемых перекрестках, обозначенных знаком 4.10 (круговое движение), дается транспортным средствам, которые уже движутся по кругу. При перестроении в левую полосу кольцевого перекрестка водитель также должен пропустить автомобили, которые уже движутся по ней.

Следующее изменение касается учеников автошкол. Теперь первое водительское удостоверение с ограниченным правом управления транспортным средством будет действовать два года. Если на протяжении этого «испытательного» периода водитель совершит не более двух правонарушений, права будут продлены без экзаменов. Если же начинающий водитель будет замечен в большем количестве нарушений Правил дорожного движения, через два года придется заново сдавать экзамен.

В случае утери, порчи или кражи удостоверения в двухгодичный срок выдается новое. При этом время действия такого удостоверения начинает отсчитываться заново от даты повторной выдачи.

Парковка – только в разрешенных местах

Новый законопроект №5364 разрешает правоохранителям эвакуировать припаркованные автомобили, которые мешают движению других транспортных средств. Это касается машин, оставленных на проезжей части в два и более ряда, а также на железнодорожных переездах, трамвайных путях, эстакаде, мосту, путепроводе или под ним, в тоннеле, на пешеходном переходе или ближе десяти метров от него с обеих сторон. Эвакуатор может забрать автомобиль, оставленный вблизи перекрестка, ближе 10 м от края проезжей части при отсутствии на ней пешеходного перехода, ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения, ближе 10 м от выездов с прилегающих территорий или непосредственно в месте выезда.

Правоохранители должны зафиксировать причину эвакуации транспортного средства на фото или видео, составить специальный протокол. Владелец автомобиля получит информацию об эвакуации по номеру телефона или электронной почтой.

В Мариуполе количество ДТП не увеличилось

Наш город стал исключением в общеукраинской тенденции роста ДТП – за последние три года количество происшествий на мариупольских дорогах практически не изменилось. В 2015 году у нас зафиксировано 1212 ДТП, в 2016-м – 1202,

а в 2017- м – 1215 происшествий. При этом в последнее время значительно снизилось количество смертельных случаев. В прошлом году таковых зафиксировано всего десять, в то время как в 2015-м их было 42. Количество потерпевших и травмированных участников дорожного движения остается практически неизменным.

Полиция подсчитала, что наибольшее количество автомобильных происшествий в прошлом году приходится на август, а самым аварийно опасным временем считается 16:00 – именно в это время произошло 8,5% всех прошлогодних ДТП.

Если анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, то самыми распространенными в Мариуполе считаются нарушения правил маневрирования (530 случаев, что составляет 58% от общего числа ДТП за год), несоблюдение дистанции (141 ДТП), превышение скорости (121 случай), нарушение правил проезда перекрестков (111 ДТП). 40 происшествий зафиксированы с водителями в нетрезвом состоянии.

Практически 58% ДТП в городе – столкновения, 18,8% – наезд на стоящее транспортное средство, 11,9% – наезд на препятствие.

Превышали и будут превышать

Мариупольцы уверены, что без должного контроля водители не станут соблюдать новые правила

Подготовила Татьяна Мацкова, фото Владислава Лупаненко

Новый год – новые правила

В 2018 году украинцев ожидает ряд перемен – как приятных, так и не очень

Нововведения в Правила дорожного движения – не единственные, которые вступили в силу в этом году.

Монетизация льгот

В 2018 году в Украине монетизируют льготы по жилищно-коммунальным услугам. Принято решение о начале первого этапа, который введет монетизацию субсидий на уровне поставщиков услуг уже с 1 января.

Будем сортировать мусор

Вступила в силу обновленная версия закона «Об отходах» – каждый украинец должен сортировать мусор по видам материалов: органика, металл, стекло, пластик, бумага. Для этого планируют установить специальные контейнеры.

На 30% подорожали акцизы на сигареты

Из-за этого цены на табачные изделия тоже поползли вверх: в розничной торговле стоимость одной пачки сигарет вырастет в среднем на 2 – 7 гривен. С каждым годом акциз будет расти на 20%, пока не достигнет европейского уровня в 90 евро за тысячу сигарет.

Электромобили стали доступнее

Ввозить их в Украину (как новые, так и б/у) разрешили без уплаты акциза и налога на добавленную стоимость. Но только в 2018 году. Также с этого времени будет постепенно уменьшаться ввозная пошлина на автомобили из стран Европейского союза – на 1% в год. В 2018-м пошлины составят от 5% до 7,3% в зависимости от объема двигателя.

Биометрический контроль

1 января в пунктах пропуска на государственной границе заработала система фиксации биометрических данных иностранцев и лиц без гражданства. Ее применяют к жителям 70 стран, которые отнесены Министерством иностранных дел к категории риска. Данные остальных иностранцев фиксируются по результатам анализа и оценки рисков.

Анна Шишман