Все начинается с моря

16 августа 2018 в 18:00

У Мариуполя есть все шансы стать магнитом для туристов

Встреча, посвященная вопросам туристической привлекательности нашего города, проходила в свободном пространстве «Халабуда» с участием представителей муниципалитета, общественности, международных миссий, культурных деятелей, иностранных студентов и участников проекта «Мосты доверия: конструктивная коммуникация для города Мариуполя».

Где сердцем греешься?

Какое место в Мариуполе представляет для вас особый интерес? Большинство участников встречи назвали море, пляж, Приморский бульвар. Следующими по популярности были центр Мариуполя, театр с прилегающим сквером, смотровая площадка в Приморском парке. А еще – Гамперский спуск и некоторые здания в старинной части города, к которой многие испытывают особый интерес. При этом одни самостоятельно открыли ее очарование, а другие, совсем недавно, благодаря стараниям фотографа Евгения Сосновского, сделавшего на старых улочках тысячи снимков, добрую сотню из которых он выложил в Facebook.

Фото Влада Лупаненко. Под шум азовского прибоя. Романтика морских уикендов делает Мариуполь привлекательным.

Все дороги ведут на берег

Именно море является самым большим магнитом для гостей из других городов. Но, к сожалению, пока побережье вместе с пляжами и бульварами не отвечает запросам ни туристов, ни местных жителей. Грустно было слышать, как азербайджанец Айхан, проживающий в Мариуполе уже шесть лет, своих гостей позагорать возит только на Песчанку. А на городской пляж лишь в темное время суток, чтобы невозможно было разглядеть окружающую неухоженность. Будем откровенны: проблема эта возникла не сегодня и не вчера, но если мы хотим, чтобы Мариуполь стал действительно привлекательным для туристов, нельзя откладывать ее решение на послезавтра.

Куда пойти?

Именно таким вопросом задаются после посещения пляжей отдыхающие, а также местные жители, которым предстоит стать гидами для собственных гостей. Некоторые признаются, что им проще провести экскурсию в Одессе, Харькове или Чернигове, чем сделать это дома, в Мариуполе. Что показывать – не знают, с краеведением не в ладах, а туристических буклетов и проспектов днем с огнем не сыскать. Как и турбюро, готовых проводить пешеходные и автобусные экскурсии.

Старина, привлекательная и запущенная

Когда речь идет об экскурсионных маршрутах, то прежде всего имеют в виду старую часть города, где потускневшими жемчужинами рассыпаны такие архитектурно-исторические достопримечательности, как дома врача Гампера, архитектора Нильсена и купца Регира, особняк с грифонами и здание, где когда-то размещался радиоузел. Все эти объекты находятся в жалком состоянии, а некоторые полуразрушены. Большинство в частной собственности, и владельцы могут делать с ними все, что заблагорассудится – перестраивать, лепить к стенам всевозможные пристройки, уродовать фасады.

Как с этим быть? Казалось бы, решение на поверхности: взять эти здания под охрану муниципалитета, отреставрировать и превратить старую часть Мариуполя в туристическую Мекку, как это сделали во Львове. Но на этом пути так много препятствий! А сколько понадобится средств и времени, даже трудно представить!

Фото Влада Лупаненко. В гостях у Бэмби. С тех пор как у нас появился зоопарк, дикая природа стала ближе.

20 лет и четыре года

Упомянутым домам давно необходимо было придать статус памятников истории и архитектуры. По словам заместителя директора Мариупольского краеведческого музея Раисы Божко, еще в 1994 году был составлен, а затем утвержден на сессии горсовета список из 172 объектов. Но на этом все и остановилось – двадцати с лишним лет оказалось мало, чтобы проблема сдвинулась с мертвой точки.

Радует, что сейчас вроде бы наметился свет в конце тоннеля. Так, Раиса Божко рассказала, что в городе проводится работа по составлению нового историко-­архитектурного плана. А начальник департамента культурно-общественного развития Диана Трима сообщила, что в горбюджете на 2019 год планируется статья расходов на оформление паспортов зданий, которые необходимо внести в перечень объектов по охране культурного наследия.

Новая старая башня

Кому повезло с реставрацией, так это водонапорной башне, которой в этом году исполняется 110 лет. Много лет она была символом Мариуполя, красовалась на туристических открытках и буклетах. Со временем башня стала приходить в упадок, и вот скоро она снова откроет свои двери, обновленная и похорошевшая. Теперь ей суждено стать центром культурно-образовательного проекта VEZHA.

Старый город

По словам Марии Слеты, начальника отдела развития туризма и промоции, в планах – совместно с киевскими специалистами анализировать имеющиеся туристические маршруты. А параллельно обсуждать привлекательность каждого из них с мариупольской общественностью. Безусловно, самым популярным мог бы стать маршрут по «старому городу», который влюбил в себя уже многих, но требует большой подготовительной работы и существенных средств. К слову, на этот счет есть несколько интересных предложений: от идеи сконцентрироваться на участке определенной улицы, чтобы на ее примере показывать объекты разных времен, до использования некоторых исторических домов городскими службами несервисного характера. Расчет на то, что сначала эти здания будут восстановлены, а потом присмотрены.


Фото Влада Лупаненко. Дух захватывает!  Экстрим-парк – одно из главных мест, которое стоит посетить.

Другими тропами

Между тем помимо культурно-исторического направле­ния отдел развития туризма и промоции будет уделять внимание и другим. В частности, событийному направлению: фестивалям, праздникам, концертам, спортивным мероприятиям. К слову, первые результаты говорят сами за себя – яркие события успешно привлекают в наш город массу людей. Следующее направление – индустриальное, которое преду­сматривает в том числе посещение промпредприятий с рассказом об их истории и этапах развития. 

Но и это еще не все. Мозаика – это отдельная тема, которую вынашивают в отделе, планируется охватить все значимые мозаичные панно в городе. Под этот проект тоже необходимо финансирование, возможно, удастся найти доноров.

От скептицизма к надежде

«Я – человек, укушенный Мариуполем в самое сердце» – так отрекомендовала себя одна из участниц встречи, и думаю, эти слова можно расценить как безусловное признание городу в любви. Впрочем, кто не любит Мариуполь, тот не думает о его будущем и не видит себя в нем. Скептическое настроение у многих в начале разговора к его завершению трансформировалось в надежду и желание действовать. 

Вообще же, понятно, что решение туристического вопроса должно быть комплексным. А будущие подобные встречи хорошо бы проводить с участием городского руководства, руководителей коммунальных предприятий, ПЭС и других. Тогда разговор был бы более конструктивным.

Светлана Кузминская