Возрождение казачества и украинская национальная идея

15 апреля 2010 в 00:00

16 апреля 2010 года - 300 лет с момента принятия запорожским казачеством в изгнании (после разгрома Сечи петровскими войсками в 1709 г.) необычайного правового, государственного и общественно-политического документа - "пакты и конституции прав и вольностей войска запорожского", подготовленного новоизбранным гетманом Пылыпом Орлыком. Впервые в истории в государственно-правовом документе были провозглашены, закреплены и кодифицированы такие универсальные правовые нормы формирования и функционирования государственной власти, как: разделение властей; контроль народа за их деятельностью; выборность в состав высших органов власти представителей казачьих громад; независимость судебной власти и общеобязательность ее решений; особо стоит выделить конституционное закрепление прав местного самоуправления (полки, сотни) и еще немало того, что и доныне ждет реализации.

Какая-то часть основных положений этой небольшой (16 статей) по объему "Конституции П.Орлыка" через три четверти века была внесена в конституции ("Декларации...") США, Франции - самых прогрессивно-революционных государств конца ХVIII века. Но большинство положений не осуществлены и в XXІ веке, т.к. и сегодня ни одно из правительств (даже самых либеральных, типа Швейцарской конфедерации) не может создать условия для воплощения в жизнь идей само­организации, самоуправления гражданского общества. Так что П.Орлык с единомышленниками опередил свое время.

Как показал ХХ век, никаким однопартийным системам, да и демократическим государствам в принципе не под силу ни осуществить, ни согласиться, ни смириться с подлинным само­управ­лением объединений граждан. Права саморазвития неизмеримо выше любых демокра­­тий -
это принципиально иная организация жизни общест­ва.

Дело в том, что наряду с воплощением в "Конституции П.Орлыка" самых передовых гуманистических, государственно-правовых идей, представляется особо значимым именно то, что в ней были юридически закреплены и возведены в ранг конституционных принципов нормы, традиции, практика казачьего самоуправления, выстраданных и оплаченных жизнью десятков и сотен тысяч защитников прав трудового населения в борьбе и с иноземными захватчиками, и с собственными панами - разно­мастными угнетателями. Права и вольности именно трудового люда, а не каких-то только избранных, уполномоченных, делегированных, особо умных, имущих, знатных и т.д. и т.п.

Так вот, опыт и идея самоорганизации трудового населения, способного защитить себя, - это и есть наше главное национальное достояние!

Говоря современным языком, наша украинская национальная идея - это самоорганизация, самоуправление и саморазвитие сельских и городских территориальных громад, производственных коллективов и общественных объединений граждан, делегирующих часть своих полномочий органам региональной и центральной власти для осуществления ими общенациональных, общегосударственных программ в сфере фундаментальной науки, культуры, внешней политики, обороны и безопасности, социальных стандартов, а также взаимовыгодных взаимоотношений регионов и ВСЕ! Остальные проблемы граждане и коллективы решают самостоятельно, объединяя на долевых началах имеющиеся у них средства и ресурсы, поддерживая и помогая друг другу; граждане жестко контролируют все действия всех органов власти, переизбирая их каждые два года (с ежегодным отчетом), заменяя своих представителей в любой момент.

Только идеи само­организации, саморазвития и позволили казакам выстоять в 500-летней беспрерывной войне с бесчисленными поработителями: ханами-беями, шляхтой-магнатами, боярами-дворянами и т.п.

Поэтому запорожцам и удалось создать жизнеспособное, привлекательное для всех тружеников государственное образование - Запорожскую Сечь, ставшую в середине ХVII века Украинской казачьей Республикой, выстоявшей в отчаянной борьбе с Польшей и Турцией, но поглощенной в итоге Российской империей.

Очень непросто и противоречиво проходит процесс возрождения казачества ныне в Украине, России, Беларуси, что видно и на примере событий у нас в Мариуполе, Приазовье. Долго вынашивал идею создания казачьих подразделений в нашем городе В.М.Захаров, работавший учителем в 60-й школе, и с февраля 1992 года он стал ее воплощать в жизнь. Тогда уже громко и буйно стали заявлять о себе кубанские, донские, запорожские, сибирские казачества. В апреле 1992-го три десятка единомышленников объединились в Мариупольский курень Кальмиусской паланки. На пасху того же года казаки приняли присягу в православном храме на Новоселовке. Курень
был зарегистрирован 20.09.1992 г. (свидетельство № 17) Донецким областным управлением юстиции, а 24.09.1993 г. решение (№ 1461) о регистрации куреня принял и исполком Мариуполь­ского городского совета.

Столь быстрое и энергичное начало возрождения казачества в Мариуполе нельзя представить без участия в этом процессе в тот момент таких подвижников, как А.Перегуда, В.Азаров,
А.Светлицкий. Вскоре в курень стали, несмотря на естественные сложности роста, порой непонимание и даже противодействие правоохранительных органов, входить и успешно действовать В.Колдомасов, Г.Попов, В.Кривохижа, В.Муравьев, А.Безручко, В.Фалько, С.Семенов и многие десятки активистов. Процесс пошел бурно.

Однако начались "болезни роста" - расслоение, разделение, дробление. Ныне в Украине почти 50 организаций, которые объединяют 30 тысяч казаков (как и в реестрах середины ХVII века). Крупнейшая организация - Войско Запорожское (пять тысяч казаков). В Мариуполе сегодня более 20 казачьих объединений, в которые входит свыше 600 казаков.

Первый Мариуполь­ский казачий курень преобразован в 1997 г. в Мариупольский казачий полк - подразделение Союза казаков Донбасса "Вiльність" (атаман - казачий полковник А.Безручко), входящего ныне в Юго-Восточный округ Войска Запорожского (генерал П.Заболотный).

Идеи, опыт самоуправления, саморазвития - для трудового народа лучший компас в любых соци­ально-экономических, общественно-политических условиях. И тем, кто им верен и осуществляет в своей коллективной жизнедеятельности, тем никакие житейские бури не страшны, а кризисы обходят стороной.

В завершение скажу: казак - тот, кто дает общест­ву намного больше, чем получает от него, кто за свою свободу, свободу тружеников готов отдать (и отдает!) все, что имеет, в том числе и собственную жизнь, как наши пращуры - запорожцы.

 
0 Console 0.0522 s Load Time 4.08 MB Memory Used 4 Queries Database vars & Config 71 Files