Ушла миллиардная прибыль

04 декабря 2018 в 20:18

Движение судов в Мариуполь и Бердянск через Керченский пролив возобновлено, но порты все равно терпят огромные убытки из-за морской блокады

В минувшее воскресенье мари­упольский и бердянский порты посетили министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, заместитель министра обороны Анатолий Петренко и исполняющий обязанности начальника Администрации морских портов Украины (АМПУ) Райвис Вецкаганс. Для представителей зарубежных средств массовой информации был организован пресс-тур, а вот с журналистами Мариуполя министр не встречался. Для местных медийщиков была организована поездка в порт Бердянска. Там же дали пресс-конференцию, рассказав о текущей ситуации, Райвис Вецкаганс, директор Мариупольского морского торгового порта Александр Олейник, исполняющий обязанности директора Бердянского морского торгового порта Александр Трощенков.

Фото Владислава Лупаненко. Погрузка-разгрузка. Судно «Зара», вышедшее из румынской Констанцы 22 ноября, прибыло в бердянский порт второго декабря. Идет погрузка зерна.

Крайне важны для региона

На пресс-конференции в Бердянске шла речь о том, что ситуация в Азовском море относительно стабилизировалась благодаря переговорам, которые прошли на мировом уровне с участием украинской стороны и представителей зарубежных стран. Также говорили об убытках, которые порты несут из-за деятельности России и построенного Керченского моста.

В частности, Райвис Вецкаганс озвучил такие цифры. Администрация морских портов страны – госпредприятие, которое управляет юридическими активами в 12 морских портах Украины. Общая пропускная способность всех портов государства составляет более 250 млн т, в прошлом же году грузооборот составил 133 млн т.

В бердянском порту при пропускной способности 3,7 млн т грузов в год в 2017-м грузооборот составил 2,4 млн т, в мариупольском – 6,5 млн т. Для сравнения: до 2014 года в последнем перегружалось до 15 млн т грузов.

«Хотелось бы обозначить, что падение грузопотока, на которое влияет геополитика, связано с убытками. С началом военных действий с 2014 года, по нашим подсчетам, в порту Мариуполя недополучено доходов на сумму около 6 млрд гривен, Бердянска – 350 млн гривен», – заметил Райвис Вецкаганс.

По экспортно-импортным операциям эти два порта крайне важны для региона. Основные грузы, идущие на экспорт, – зерно и металлопродукция.

Три удара по портовому бизнесу

По словам Александра Олейника, основные грузы, которые шли через порт до 2014 года, это металлопродукция – около 8 млн т, уголь из Донецкой и Луганской областей – 3,5 млн т, строительные грузы – 2,5 млн т, оборудование, пшеница. После 2014 года, когда была уничтожена железнодорожная инфраструктура, порт потерял большой объем металлопродукции (Донецкий, Макеевский, Енакиевский, Алчевский меткомбинаты). Полностью был потерян уголь: все шахты остались на оккупированных территориях и со временем 80 процентов из них были уничтожены.

Вторым ударом стало строительство моста. Высота арок, установленных над Керчь-Еникальским каналом, составляет 35 м, поэтому были введены ограничения на проход судов (их высота не должна превышать 33 м). Однако в порт Мариуполя приходят суда и с большей высотой. В результате Мариуполь потерял важный контракт по поставке чугуна в США – около 1 млн т грузов, контракты в Юго-Восточную Азию.

Третий удар нанесли досмотры со стороны России всех судов, следующих в Мариуполь и Бердянск. На первом этапе они простаивали сутки-двое, сейчас в порт города зашло судно, которое простояло 15 суток! Из-за этого судовладельцы несут огромные финансовые потери.

«Российская Федерация искусственно дестабилизирует ситуацию в украинских портах Азовского региона. Сегодня РФ нарушает все международные законы. Они не имеют права препятствовать свободному судоходству, – отметил Александр Олейник. – Конечно, наша задача в том, чтобы не ждать, что кто-то для нас что-то сделает. Поэтому еще в 2015 году мы приняли программу по инвестированию, диверсификации грузовой базы, поиску альтернативной загрузки».

В бердянском порту ситуация более тяжелая. Как рассказал Александр Трощенков,  рассматривается вопрос о сокращении рабочих мест.

Двенадцать кораблей в очереди

По состоянию на понедельник в порту Мариуполя, как сообщил Райвис Вецкаганс, находилось на обработке семь судов, количество ожидающих прохождения через Керченский пролив из Черного моря в Азовское – двенадцать, из Мариуполя ожидало выхода одно.

«С 25 ноября Керчь прошли 16 судов, – добавил он. – Те политические действия, которые были предприняты и реализованы главой государства, премьер-министром Украины, министром инфраструктуры и всеми представителями власти, обращения к международной общественности, другие факторы повлияли на то, что прохождение судов возобновилось. Наша совместная задача состоит в том, чтобы мы на политическом уровне, на международном максимально доносили информацию о происходящем здесь».

На вопрос о том, насколько военное положение сказалось на доходности портов, Александр Олейник ответил, что на этот показатель отрицательно повлияли вышеназванные факторы – события 2014 года, строительство моста, досмотры судов и их задержки, но не военное положение.

По словам Райвиса Вецкаганса, прошло очень мало времени, для того чтобы оценить, были ли потери от введения военного положения.

«Но судовладельцы, получая информацию об изменении юридического статуса региона, желают и требуют поднять фрахтовые ставки для того, чтобы покрыть риски», – сказал он.

Александр Панков