Ставит спектакли и учит актерскому мастерству

25 октября 2018 в 20:24

Молодой режиссер Наталья Гончарова предпочитает классический театр ­и не боится творческих экспериментов

Наталью Гончарову в Мариуполе хорошо знают театралы, особенно молодое поколение: ее спектакли «Отель двух миров» и «Королевские игры» с успехом идут на подмостках Дворца культуры «Молодежный». А уже 29 октября состоится премьера ее нового спектакля для «Театромании» – «Дженни». На малой сцене драмтеатра шла «Сказка про правила», где маленьких зрителей учили, как поступать в тех или иных ситуациях.

В нашем драматическом театре Наталья – репетитор по технике речи, также она преподает «Сценическую речь» и «Мастерство актера» в Мариупольском колледже искусств. «Ильичевец. Город» заглянул за театральные кулисы и чуть больше узнал о талантливом режиссере.


Фото Евгения Сосновского. Дело жизни. Наталья любит свою семью и театр, которым отдается полностью, не замечая количества затраченного времени.

«Восемь любящих женщин»

Я прожила в Мариуполе до 17 лет, сразу после школы пришла в актерскую студию в наш драмтеатр, это был 1996 год. С нами занимался Анатолий Левченко, он заложил основы и актерства, и режиссуры. Левченко сказал мне: «Вот ты в 17 лет хочешь идти на режиссуру. Даже если ты поступишь и в 22 года, получив диплом, придешь в театр, как будешь доказывать свое мнение, завоевывать авторитет у мэтров сцены? Поэтому иди и попробуй сначала актерство, а потом, если захочешь, закончишь и режиссерский».

Я поступила в Харькове на актерское отделение института имени Котляревского, потом уехала в Днепродзержинск (сейчас это Каменское). С 2001 по 2014 год служила в театре музыкальной драмы имени Леси Украинки, куда меня сразу взяли режиссером.

Для моей первой постановки мне предложили пьесу «Восемь любящих женщин». Кто же может отказаться от такого замечательного материала? С распределением ролей помог художественный руководитель театра Сергей Чулков, да иначе и быть не могло, ведь я толком не знала труппы.

Но эйфория прошла быстро. В таком спектакле заняты актрисы со званиями народных, заслуженных. Я же училась на третьем курсе и должна была доказать, что имею право руководить, отстаивать свою точку зрения. При этом реально осознавала уровень их подготовки и свой мизерный опыт. Но режиссер-то должен не просто свести все воедино, а уметь отстоять свою идею и мысль.

Спектакль шел 15 лет, в этом сезоне его уже сняли, поскольку он устарел. Я до сих пор благодарна художественному руководителю театра Сергею Чулкову за то, что он, как котенка в воду, бросил меня в работу. Меня не корили за отсутствие опыта, но, понятное дело, в профилактических целях все же  доставалось. А с учителями мне повезло: Сергей Чулков – ученик Георгия Товстоногова, а мастер курса по режиссуре Владимир Федоров – ученик Анатолия Эфроса.

Пьесы Горина – источник вдохновения

В 26 лет я окончила режиссерский факультет Киевского национального университета культуры и искусств. В профессиональном плане экспериментов было хоть отбавляй. Я служила в музыкально-драматическом театре имени Леси Украинки в Днепродзержинске. Мы ставили оперетты, концертные номера, пластические этюды, нам давали свободу самовыражения и возможность экспериментировать.

Но на каком-то этапе я поняла, что мне ближе классический театр. Иногда могу позволить себе применить в спектакле определенную условность, как это было в «Королевских играх» у «Театромании», – типа стилизованных костюмов, отсылающих к определенному времени, но не ограничивающих фантазию зрителя.

Я очень люблю все без исключения пьесы Горина. Мой спектакль не о королях, он прежде всего о страсти. Об отношениях мужчины и женщины. Мужчины, способного сделать свою возлюбленную королевой, и женщины, способной дать силы своему мужчине «перевернуть землю». Просто пониманию, что это необходимо молодому зрителю. В этом плане мне нравится ставить спектакли в «Театромании». Но самодеятельным актерам необходимо изучить основу профессии. Вот почему здесь преподается серьезная, практически институтская программа. Ольга Самойлова и Антон Тельбизов начинают с азов.

Возвращение домой

В 2014 году я решила вернуться на малую родину. Мы с мужем (Валерий Капинус, актер теперь уже нашего драмтеатра) завершили театральный сезон в Днепродзержинске и переехали, что называется, в никуда – в Мариуполе не было ни работы, ни квартиры. Помогали и знакомые, и родители.

Муж всегда мечтал иметь столярную мастерскую, но, продав квартиру в Днепродзержинске, мы смогли купить только стены в частном секторе. Теперь вот живем в арендованной квартире и потихоньку, очень медленно эти стены превращаем в жилье. Валера не оставил своей мечты стать краснодеревщиком, в кредит мы взяли станки, и он в свободное время столярничает.

Мне же хотелось попробовать новые формы, например мини-спектакль. Я поделилась своей идеей с актрисой драмтеатра Натальей Квятковской. Она познакомила меня с Ольгой Самойловой, и мы сделали «Чашку чая с лимоном» – есть такой радиоспектакль.

Николай Пожогин