Сервис на троечку

Закрытый туалет, металлические кресла в зале ожидания, отмена рейсов – мариупольцы жалуются на работу автостанции №2

13 марта в 19:12

С автостанции №2 (АС-2), которая сейчас входит в состав ООО «Восточные автовокзалы», в основном отправляются автобусы в пригородные села и поселки. Хотя через автостанцию проходят и рейсы, следующие в другие города и даже страны. Развязка здесь хорошая: добраться до АС-2 можно как коммунальным, так и частным транспортом.

А вот работа самой станции вызывает нарекания пассажиров. Список претензий разнообразный: отключенное информационное табло, на которое должны выводиться данные о рейсах, постоянно закрытый туалет, нарушение графика выхода автобусов на линию, удручающее состояние самого транспорта, который ломается на ходу, и многое другое.

В метель – пешком до трассы

Автостанция, или, как она правильно называется, агентство по продаже билетов «Мариуполь АС-2», довольно востребованный горожанами и жителями близлежащих сел транспортный узел. Отсюда отправляются автобусы в Мангуш, Ялту, Старый Крым, Урзуф, Мелекино, Юрьевку, на Белосарайскую косу. Недавно появились междугородные и международные рейсы, которые выезжают с мариупольского автовокзала, а затем забирают пассажиров и на АС-2. Само здание автостанции отремонтировано, а вот прилегающая территория оставляет желать лучшего.

В здании АС-2 есть зал ожидания, комнаты матери и ребенка, отдыха для водителей, две кассы и туалет. Подумали и о людях с инвалидностью – для них предусмотрен пандус и специальный санузел. Правда, вход в него платный – 3 грн за одно посещение. Как отмечают мариупольцы, раньше пользование туалетом входило в стоимость билета, сейчас же нужно платить отдельно.

Еще одно неудобство – металлические кресла, посидев на которых в холодную погоду пассажиры рискуют простудиться.

Когда происходит отправление автобуса, диспетчер сообщает об этом в громкоговоритель. Так же передается информация о посадке.

У людей, ожидающих отъезда на платформе, мы узнали, что им нравится и не нравится в работе пригородной автостанции.

Петр Иванович вот уже 25 лет живет в Урзуфе и регулярно пользуется услугами АС-2: «Проблем с билетами не бывает, хотя ездить, конечно, дорого. Сейчас мой проезд по пенсионному удостоверению стоит 32 гривны, а полная стоимость билета – 60 гривен. Я понимаю, все дорого – бензин, амортизация, так ведь и у нас денег не прибавляется», – сетует пенсионер.

Постоянный клиент автостанции №2 Екатерина говорит, что автобусов, которые отправляются отсюда, не хватает. Она живет в селе Агробаза и рассказывает, что днем между рейсами большой перерыв – с половины второго до половины пятого.

«Сервис отвратительный, – считает девушка. – Когда этой зимой была метель, автобус из Агробазы уехал раньше на целых 15-20 минут. И в пургу люди шли до самой трассы. В тот же день я пришла на автостанцию возмущаться. Там мне сказали, что нужно обращаться к перевозчику».

Недоступные поездки

Еще один актуальный вопрос – доступность услуг агентства по продаже билетов для людей с инвалидностью. Депутат Нина Павлюк уже много лет защищает их права и утверждает, что воспользоваться услугами автостанции ее подопечные в инвалидных колясках не могут.

«Над доступностью этому узлу сообщения нужно серьезно поработать, – говорит Нина Павлюк. – Практически весь транспорт, который ходит, недоступен для людей с инвалидностью. Необходимо реконструировать площадь станции, где идет посадка: убрать бордюры, правильно обустроить спуски».

Руководство новое – проблемы старые

Начальник агентства по продаже билетов «Мариуполь АС-2» Константин Бабенко возглавляет автостанцию с осени прошлого года. Мы адресовали ему вопросы наших читателей. По поводу жалоб пассажиров на постоянно закрытый санузел начальник агентства объясняет: «Туалет может быть закрыт только в том случае, если дежурная идет выносить мусор или убирает в зале, она у нас одна отвечает за все это. Но даже в такое время всегда можно взять ключ у диспетчера, оплатить и воспользоваться санузлом». Константин Бабенко подчеркнул, что посещение туалета никогда не входило в стоимость билета.

Больной вопрос – информационное табло, которое расположено в зале ожидания. Сейчас оно не работает, поскольку «Восточные автовокзалы» пока разрабатывают соответствующую программу для отображения на нем актуальной информации.

Что же касается нерегулярности автобусных рейсов, то ситуации бывают разные, и в первую очередь это ответственность перевозчика. Нынешней зимой часто бывало, что рейсы отменяли по причине плохих погодных условий. «Если же автобус поломался, то наши диспетчеры связываются с перевозчиком (это в основном «Мариуполь-Авто») и ищут замену, – рассказывает старший билетный кассир Виктория Казакова. – В любом случае, если срывается рейс, а человек купил у нас билет, мы возвращаем его полную стоимость. Но как правило проблему удается решить».

Летом сотрудников автостанции ожидает во всех смыслах слова жаркая пора. Начнется сезон, люди поедут на море, дачи. Сколько конкретно добавится маршрутов в летний период, руководство АС-2 сказать не может, но отмечает, что делать это будет по максимуму.

Срывы обусловлены погодой

Основной перевозчик на пригородных маршрутах, которые отправляются с АС-2, – «Мариуполь­Авто». Прокомментировать жа­ло­бы горожан и жителей близлежащих сел мы попросили директора предприятия Андрея Уколова.

«Я считаю, что на пригородном направлении у нас очень хорошие автобусы, люди неправы, когда говорят о том, что они находятся в плохом состоянии. А срывы рейсов, которые случались в конце февраля, происходили исключительно по погодным условиям. За Мариуполем дороги не чистились, не посыпались. В обычное время у нас срывов рейсов нет», – отмечает директор «Мариуполь-Авто».

Конкурс на пригородные и междугородные перевозки, маршруты которых не выходят за пределы области, проводит Донецкая облгосадминистрация.

Как рассказал директор Департамента развития базовых отраслей промышленности ДонОГА Артем Литвинов, процедура происходит согласно Постановлению Кабмина «Об утверждении Порядка проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования» и Закона Украины «Об автомобильном транспорте».

Конкурсный комитет определяет лучшего с использованием балль­ной системы оценки предложений перевозчиков-претендентов.

Есть в этом списке и предложенный уровень тарифов или стоимости услуг.

Почем проезд?

Тарифы на пригородные перевозки выросли по всей Украине

Жаловались наши читатели и на стоимость проезда. Отмечали, что, к примеру, за то, чтобы преодолеть 17 км на городской маршрутке из центра города на Левый берег нужно заплатить 6 грн. В то же время дорога в Мангуш при той же протяженности маршрута стоит больше 20 грн. Как рассказала старший билетный кассир агентства по продаже билетов «Мариуполь АС-2» Виктория Казакова, стоимость билета – это сам проездной тариф, страховой и станционный сборы. Если пассажир приобретает билет заранее (не в день отправления автобуса), к сумме прибавляется комиссионный сбор.

Если есть громоздкий багаж, отдельно оплачивается и он. Стоит эта услуга недорого – например, если человек едет до Мангуша, ему придется дополнительно заплатить 50-60 копеек.

«Мы цены не устанавливаем, – отмечает начальник «Мариуполь АС-2» Константин Бабенко. – Информация по маршрутам и тарифам к нам приходит в готовом виде. Если перевозчик поднимает цену, мы узнаем ее из телефонограмм центрального офиса “Восточных автовокзалов”».

Как оказалось, стоимость проезда, например, в пригородных автобусах формирует перевозчик. По словам директора «Мариуполь-­Авто» Андрея Уколова, на тарифы напрямую влияет стоимость запчастей и нефти, которые сейчас неоправданно дорогие: «С чем связаны такие цены? Баррель нефти сейчас стоит 50 долларов (в пиковое время его цена доходила до 70 долларов за баррель. – Прим. авт.), а цена на солярку не упала. В этом корень проблемы. Пока топливо такое дорогое, снизить тарифы не получается».

К слову, на высокие тарифы жалуются не только мариупольцы. Из-за неконтролируемого роста цен на горюче-смазочные материалы, услуги техобслуживания, повышения минимальной зарплаты в начале года поползли вверх тарифы и на пригородных маршрутах Киева. Повышать стоимость проезда столичные перевозчики начали еще до нового года. Массово проезд подорожал в городских и пригородных маршрутных автобусах с 21 января.

Либо ехать как селедки в бочке, либо на такси

Недостаточное количество автобусов – вот главная проблема автостанции, считают мариупольцы

Анна Шишман, Любовь Солодун, фото Владислава Лупаненко