Ржавые огнетушители и пыльные аптечки

Повышение стоимости проезда не помогло улучшить состояние маршруток

02 августа в 18:56

Не так давно страну потрясли несколько ДТП с участием маршруток, в которых погибло 15 человек. 20 июля в Николаевской области микроавтобус, направлявшийся из Одессы в Гомель, въехал в остановившийся на дороге грузовик, водитель и четверо пассажиров погибли на месте. На Житомирщине, на трассе Киев – Чоп, маршрутка, которая ехала из столицы в Ровно, столкнулась с фурой, погибли водитель и девять человек. В ходе расследования правоохранители выявили ряд нарушений требований к техническому состоянию автобуса. На следующий день после трагедии полиция и транспортная инспекция приступили к тотальному контролю перевозчиков. Начался он и в Мариуполе.

Параллельно с правоохранителями вышли в рейд и журналисты вместе с общественным активистом Дмитрием Забавиным. Мы проверили техническое состояние и качество услуг в маршрутных такси города.

Раритеты на дорогах

Дмитрий Забавин мониторит работу перевозчиков не первый год. Участвовал он и в проверках маршруток, которые проводились перед повышением стоимости проезда год назад. Тогда перевозчики в один голос уверяли: мера вынужденная. Мол, шесть гривен за билет поможет привести в порядок изношенный автопарк. И действительно, в прошлом году зайти в некоторые автобусы было страшно. Обветшалая обивка сидений, ржавые дыры в дверях и полу, грязный салон выдавали возраст транспортного средства и наплевательское отношение его владельцев к пассажирам. Спустя год изменений практически не видно.

Наша команда ревизоров начала проверку на перекрестке проспектов Мира и Строителей. Здесь проходит большинство городских маршрутов.

Целью стали именно автобусы частных перевозчиков, поскольку к ним у горожан больше всего претензий. Мы просили водителей показать огнетушитель, аптечку, документы на транспортное средство, осматривали салон и общались с пассажирами. Билеты были у всех, хотя некоторые признавались, что дают талоны не всегда. К остановке подъезжали разные автобусы – от новеньких 146-х до старых развалин. Мы заходили во все. Аптечки и огнетушители водители показывали сразу, а вот на вопросы об их состоянии порой молча опускали глаза. В некоторых маршрутках находились прямо музейные экспонаты, настолько ржавыми и пыльными были огнетушители. При возгорании пользы от такого будет мало. Аптечки тоже не всегда соответствовали нормам: внутри лежали просроченные на два-три года препараты, а в бинтах, казалось, можно найти паука. Самыми проблемными были машины фирм «Марвей» и «Н-транс». Так, непонятно, как автобус АН 1564 ВМ, курсирующий по 150-му маршруту, вообще получил разрешение от контролирующих органов. Ржавый корпус, старый салон с потертыми и рваными сиденьями. Ездить в таком не только неприятно, но и опасно. Заметили даже, как водитель одной из маршруток прямо на остановке ремонтировал колесо, можно только представить, что под капотом таких «динозавров».

Деньги на развитие или в карман?

Дмитрий Забавин уверен: некоторые перевозчики просто не хотят вкладывать средства в ремонт и используют маршрутки до последнего выхлопа.

«Почему-то у нас проверки проводятся только после какого-то серьезного происшествия. А необходима системная работа по выявлению нарушений. Неисправные автобусы нельзя выпускать в рейсы! Мы отправим обращение в департамент транспорта и связи Мариупольского городского совета и потребуем наказать перевозчиков, чьи машины опасны для горожан. Возвращать патрульных с радарами – шаг назад. Как ни крути, человеческий фактор остается. В европейских странах за нарушениями давно следят не полицейские, а современные камеры. И такая система не первый год доказывает свою эффективность», – добавил Дмитрий.

На АС-2 мы проверили и сообщение с поселками. На конечную остановку как раз подъехал автобус 58-го маршрута, курсирующий от автостанции до Старого Крыма. Аптечка на месте, медикаменты просрочены. Огнетушитель тоже есть, правда весь грязный.

«Думаю, все упирается во время и финансы. Автобусы делаются, но не все сразу. Где-то чуть хуже, где-то лучше. Но все-таки все идет к лучшему», – считает водитель маршрутки Сергей Минчеков.

Опрос горожан показал, что чаще люди все-таки пользуются именно услугами частных перевозчиков, хотя и не всегда довольны качеством обслуживания. «Мне часто приходится ездить в маршрутках, и хочу заметить, что редко попадаются нормальные. Душно, краска на поручнях облезла, сиденья неудобные, а водители гоняют так, как будто перевозят мешки с картошкой. Кондукторы и водители продолжают неуважительно относиться к пассажирам-льготникам и при первой возможности норовят закрыть дверь перед носом пенсионера. В общем, до европейских стандартов нам еще далеко», – считает мариупольчанка Алина Санина.

Но будем честными, в последнее время городской коммунальный транспорт составляет достойную конкуренцию частникам: большинство машин в приличном состоянии и ходят они строго по графику.

Внимание всем постам

На данный момент в Мариуполе инспекторы отдела безопасности дорожного движения уже осмотрели 335 маршрутных автобусов. Об этом сообщили в пресс-службе управления патрульной полиции в Донецкой области. В ходе проверок были выявлены четыре факта технической неисправности, 13 нарушений законодательства в сфере перевозки, два факта перевозки пассажиров сверх установленной нормы и один – отклонения от маршрута. В целом в отношении нарушителей патрульные составили 11 административных материалов.

В этом году с участием маршруток в Донецкой области произошло 58 ДТП, в том числе 40 столкновений, четыре наезда на пешехода, два – на велосипедиста и 11 случаев наезда на стоящий автомобиль. Всего на дорогах Донетчины в 2018 году произошло 1492 происшествия, из которых 330 с пострадавшими. В Украине правоохранители зафиксировали более 68 тысяч ДТП.

Проверкой технического состояния занимается и департамент транспорта и связи Мариупольского городского совета. Рейды проводятся по графику каждую неделю. О выявленных нарушениях специалисты сразу сообщают перевозчику.

Татьяна Мацкова