«Реквием» по субсидии?

11 октября 2018 в 17:49

Мариупольцы массово оформляют госпомощь на оплату коммунальных услуг, однако по новым правилам многим отказали в ее назначении

В Украине с 1 мая действуют новые правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В правительстве утверждают, что это позволит сделать систему начисления госпомощи более адресной, справедливой и отсеять недобросовестных получателей. Не произойдет ли так, что без поддержки останутся те, кто нуждается в ней больше других?

Прием по талонам, запись – на недели вперед

В территориальном отделе Центрального района департамента социальной защиты населения с самого утра ажиотаж: в очереди на получение талона на прием к специалисту десятки людей, в основном это пенсионеры, ждать приходится достаточно долго, сидячих мест на всех не хватает. Некоторые, увидев такое столпотворение, сразу же уходят, даже не пытаясь получить заветный талон, ведь роскошь многочасового ожидания может позволить себе далеко не каждый.


Фото Владислава Лупаненко. Хождение по мукам.  Утрата права на автоматическое назначение жилищной субсидии породила огромные очереди в территориальных отделах по работе с гражданами департамента соцзащиты населения.

Посетители нервничают и жалуются: одного информатора мало, очередь большая, двигается медленно, сервис оставляет желать лучшего.

Новые правила назначения субсидий добавили головной боли: многим придется обращаться за ее назначением дважды в год. Тем, кто претендует на госпомощь с начала отопительного периода, нужно поторопиться, чтобы подать все необходимые документы в течение двух месяцев, потом будут назначать субсидию с момента обращения.

В квартире пенсионерки Марии Быковой зарегистрирована внучка, которая с ней не проживает, это стало проблемой для женщины: из пенсии около 2600 грн зимой на оплату услуг ЖКХ приходится отдавать большую часть – примерно 1500. Оставшейся суммы не хватает на жизнь, не говоря уже об оплате расходов, связанных с предстоящей операцией.

«В прошлом году я предоставила справку, что внучка со мной не проживает, и этого было достаточно для назначения субсидии. В этот раз отказали – потребовали предоставить подтверждение, что внучка живет или работает в другом городе. Жилье она снимает неофициально, на аренду квартиры по договору не согласен владелец, найти альтернативу по приемлемой цене на договорных условиях проблематично. Если я не смогу подтвердить, что внучка живет в другом городе, останусь без госпомощи. Выжить на пенсию невозможно, это просто издевательство над людьми, я проработала 54 года и не в состоянии оплатить коммунальные услуги», – сетует Мария Быкова.

Елена Радивилова устала от постоянных походов в территориальный отдел.

«В составе семьи произошли изменения, хочу переоформить субсидию с мамы на себя, все лето сюда хожу – уже ноябрь на подходе. Мне говорят: система не работает, приходите позже, но боюсь, как бы не оказалось слишком поздно. Пытаюсь выстоять очередь, чтобы попасть к специалисту и хоть что-то узнать», – возмущена женщина.

С проблемой большого наплыва посетителей столкнулись и другие территориальные отделы департамента социальной защиты населения.

«Талонная система введена с 1 октября в связи с тем, что по новым правилам назначения субсидий люди, которые получают право на этот вид госпомощи по решению комиссии, а таких достаточно много, теперь должны обращаться дважды в год, для начисления субсидии на отопительный и неотопительный период, с полным пакетом документов (заявление и декларация). С учетом этого для организации приема граждан, чтобы упростить предоставление социальных выплат, было принято решение ввести талонную систему. Также для удобства граждан ведется прием специалистом без талонов, по живой очереди. На оформление субсидии с начала отопительного сезона документы принимаются с первого октября в течение двух месяцев, но многие решили обратиться в первую же неделю, и это создает определенную напряженность, тем не менее волноваться не стоит, мы всех примем», – рассказывает заместитель директора департамента социальной защиты населения – начальник территориального отдела по работе с гражданами Центрального района Татьяна Радионова.

В минувшую пятницу талоны выдавали на две недели вперед – на 20 октября.

По состоянию на 4 октября всего выдано 2943 талона на прием по вопросу назначения субсидий. Дополнительно создано еще одно рабочее место информатора.

Субсидиантов вдвое меньше

В Мариуполе число получателей субсидий резко сократилось, и этому способствовали несколько факторов, в том числе ужесточение правил назначения этого вида госпомощи и повышение социальных стандартов – минимальных зарплат и пенсий.

По информации департамента социальной защиты населения Мариупольского горсовета, в 2018 году субсидией воспользовались свыше 68 тысяч семей, сумма начислений за восемь месяцев нынешнего года составила почти 375 млн грн. С 1 мая, когда вступили в силу изменения в порядок назначения субсидий, количество получателей сократилось почти до 55 тысяч семей. Из них более чем 20 тысячам при автоматическом продлении (без обращения граждан) с мая 2018 года отказали в субсидии в связи с отсутствием доходов или среднемесячным доходом, который меньше уровня минимальной зарплаты, а также наличием долгов по оплате за жилищно-коммунальные услуги и др. Из них обратились за субсидией с новым заявлением и декларацией 6,6 тысячи семей, плюс к этому 2,6 тысячи погасили долги или заключили договор о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Так, по состоянию на середину сентября 37,8 тысячи семей получают субсидию, из них 16,6 тысячи положена госпомощь по расчету, а 21,2 тысячи рассчитана субсидия в размере 0 грн. Средний размер субсидии в неотопительный период составляет 98,68 грн (минимальный – 3 коп., максимальный – 885 грн 14 коп.)

С мая нынешнего года по новому порядку оформления субсидии комиссией рассмотрено 1350 заявлений на получение субсидий, отказано 329 семьям.

Юлия Франжева