Почти как люди

15 мая 2018 в 14:05

Украинская художница создает уникальные авторские куклы – настоящие произведения искусства

Кружева, тончайший шелк, изысканные платья, как будто только что с подиумов, ручная роспись, филигранные прически – все это Ольга Венжега сочетает в своих творениях.

Ее чувством формы и гармонии восхищаешься, а работы такие живые, что кажется: сейчас кукла вздохнет и проснется. Вот задумчивая барышня с томным взглядом, вот светловолосая девушка, меланхоличная и романтичная. А вот стройная и утонченная – явно балерина. Или актриса? И все это коллекционные художественные куклы. Они не предназначены для детской игры, такой куклой принято любоваться, украшать ею интерьер – в общем, созерцать. Работа над каждой – долгая и кропотливая.


Совсем не игрушка. Куклы Ольги Венжеги украшают интерьеры домов по всему миру.

Мировое признание

Бывшая дончанка, Ольга сейчас живет в Германии. Окончила Донецкий национальный университет по финансовой специальности. Первую куклу создала десять лет назад. Сегодня Ольга – профессио­нальный художник и скульптор. О ней пишут в специализированных европейских журналах по кукольному искусству.

«В 2017 году моя кукла стала обладателем престижной премии Макса Оскара Арнольда в области искусства куклы, проводимой уже четверть века в немецком городе Нойштадт-бай-Кобург, и была приобретена в коллекцию Музея немецкой индустрии игрушек», – рассказывает Ольга.

У самой художницы дома ее творения не задерживаются – их сразу приобретают ценители этого вида искусства. Очаровательные создания пополняют частные коллекции. Ее куклы живут в США, Великобритании, Израиле, Бельгии, Германии, России, Литве, Чехии, Украине и Японии.

Поэтому персональную выставку своих работ (для которой их нужно собрать в одно время в одном месте) Ольга провела всего одну – в 2012 году в Киеве, в специализированной столичной галерее кукольного искусства и живописи «Парсуна». Выставка называлась «Иллюзия реальности».

Зато Ольга – постоянный участник крупных международных выставок, таких как Teddy Land 2 (Киев, Украина), «Модна Лялька» (Киев, Украина), Fusion Doll (Баку, Азербайджан), «Кукольная весна» (Мюнстер, Германия), «Искусство Куклы» (Москва, Россия), «Время кукол» (Санкт-­Петербург, Россия) и многих других.

Как сообщает профильный сайт ovendolls.com, творческие проекты Ольги Венжеги были удостоены наград «Кукла года» журнала «Кукольный Мастер» (Москва, Россия), 2009 и 2010 гг., и «Лучшая кукла» в проекте с Международной ассоциацией кукольных мастеров (IDMA) (Москва, Россия), 2013 год.

Вдохновляет жизнь

Ольга – самоучка: «Мне было интересно попробовать поработать в трехмерном измерении, с пластикой. Попались на глаза материалы, инструменты и литература. С этого началось».

До своего романа с куклами Ольга не была профессионально погружена в художественное творчество: «Но руки так и тянулись к нему. С детства рисовала, моделировала, шила, лепила и даже стригла незадачливых однокурсников».

Есть ли у мастера среди всех работ самые любимые? «Есть, но это скорее какие-то интимные незримые моменты. Это всего лишь моя работа. Как и любая другая. Я не отношусь к своим творениям как к детям или членам семьи», – говорит Ольга.

Художница рассказывает, что при создании куклы часто берет за основу фотографии людей. Обычно неизвестных широкой общественности. «Но портретами я бы это не назвала, – уточняет мастер. – Так как у меня нет цели сделать портрет, а есть цель не повторять автоматически привычные и «удобные» черты лица. Если же мне поступил конкретный заказ – это другое дело. В прошлом году, к примеру, я делала три портрета мексиканской художницы Фриды Кало».

Аристократическое увлечение

В Европе первые коллекционные куклы, не предназначенные для игры и выступлений в кукольных театрах, появились в XVII веке в Британии. Мода на такие произведения искусства быстро распространилась в среде аристократов. Считалось хорошим тоном иметь дома заказную коллекционную (или интерьерную, специально «вписываемую» в интерьер особняка) куколку или их целую «семью». До ХХ века кукол чаще всего делали из фарфора. Не одна княжна или маленькая баронесса проливала слезы из-за того, что ее дорогой красавицей нельзя было играть.

По словам Ольги, в основном ее куклы – не конкретная история: «Это скорее мой отклик на некоторые события. На самом деле вдохновляет сама жизнь. Мы наделены чувствами от природы, чтобы наслаждаться ее дарами. Созерцать неповторимые краски заката, оценить тонкий аромат цветка, проникнуться пением птиц и так далее. Плюс вдохновляют книги, музыка, впечатления от людей, событий…»

Историю придумайте сами

«Последнее время не делаю тематических работ, – говорит Ольга о своем сегодняшнем творчестве. – Эмоции – вот главный персонаж моих творений. Я не­охотно описываю своих кукол, поскольку хочу, чтобы каждый увидел что-то свое. Веду некий диалог со зрителем. Умышленно избегаю изображения простых однозначных эмоций. Глядя на мои работы, вы сами можете придумывать различные истории. Удивительно, но можно сказать, что мои куклы «играют» эмоциями в зависимости от внутреннего состояния созерцателя. Красота в глазах смотрящего».

У каждой созданной Ольгой Венжегой красавицы есть имя. Одну из последних художница назвала Iva.

Творческое расписание у мастера довольно насыщенное: участие в конференции Ассоциации художников Голландии и Бельгии (DABIDA), поездки в Амстердам и Мюнстер, в мае конкурс в Нойштадт-бай-Кобург. «Это в перерывах между курсами, которые я регулярно провожу», – замечает художница. Ольга – доцент Volkshochschule (VHS), это сеть учебных заведений по всей Германии, предлагающая населению всевозможные курсы (языки, культура, политика, психология, фотография, кулинария, знание компьютера и так далее).

Мария Королева