Первая мировая: от Шолохова до Акунина

04 августа 2011 в 00:00

В августе 1914 года мир еще не знал, насколько грандиозной и катастрофической станет объявленная в первый день последнего летнего месяца война. И уж совсем никто не представлял, что именно тем страшным четырем годам Первой мировой – как она была названа впоследствии, – было суждено, невзирая на календари, стать подлинным началом ХХ века. В результате доселе невиданных по масштабам боевых действий погибли и оказались искалеченными десятки миллионов людей, закончили свое существование четыре империи – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская.

Произведения на исторические сюжеты всегда были чрезвычайно популярными среди читателей, и особенно на военные. Рискнем даже сказать, что это самые читаемые книги среди всех жанров литературной словесности. Случается такое: берешь книгу, и она сразу увлекает тебя, захватывает все твое внимание.

Так часто бывает с книгами Б.Акунина. Он первый в России писатель, который познакомил массового читателя с таким явлением, как постмодернизм – взял старые меха и начал вливать в них, что захочется. Акунин, играя то с одним жанром, то с другим, то переписывая Чехова, то скрещивая литературу с кино, привлекает интерес публики к историческим событиям, в данном случае, к Первой мировой войне.

«Смерть на брудершафт» – название его нового цикла из десяти повестей в экспериментальном жанре «Роман – кино», призванном совместить литературный текст с визуальностью кинематографа. В основу сюжетов положены реальные исторические факты и события.

Первая повесть «Младенец и черт» рассказывает о противостоянии двух разведок – крупной германской и только зарождающейся российской – накануне Первой мировой войны. Главный герой «фильма» – студент-математик Алексей Романов – стечением обстоятельств невольно помогает резиденту немецкой разведки избежать поимки русской контрразведкой. Чувствуя себя ответственным за провал, юноша просится принять участие в предстоящем новом розыске шпиона. Руководитель операции – штабс-ротмистр князь Козловский, после некоторых сомнений, решает дать Романову шанс и тот фактически становится одной из ключевых фигур в поисках шпиона.

Во втором «фильме» «Мука разбитого сердца». Алексей Романов, чтобы «смыть кровью ужасную вину за проваленную операцию», отправляется добровольцем на фронт начавшейся Первой мировой войны. Но во время первого же боя он ранен и впоследствии комиссован из армии в чине унтер-офицера. По возвращении домой он узнает, что его возлюбленная предала его и вышла замуж за другого. Юноша хочет покончить с собой, однако ему случайно мешает его руководитель операции из предыдущей книги штабс-ротмистр Козловский. Он предлагает снова поучаствовать в операции контрразведки, в которой крайне необходимы вокальные данные Романова. В Швейцарии действует так называемая «Шпионская биржа», хозяин которой Зоммер продает воюющим сторонам различные военные секреты. Глава российской разведки генерал Жуковский поручает группе во главе с Козловским пресечь деятельность «биржи», похитив ее картотеку.

«Летающий слон» рассказывает о деятельности немецкой разведки в 1915 году по срыву испытаний нового российского бомбардировщика «Илья Муромец». Это удается второму главному герою книги Акунина – капитану Зеппу фон Теофельсу.

«Дети Луны» – четвертая книга из этой серии. Прапорщик Алексей Романов для проведения операции по выявлению источника утечки секретных сведений из Главного артиллерийского управления проникает в круг декадентов.

Уже увидели свет пятая, шестая, седьмая и восьмая повести цикла «Странный человек», «Гром победы, раздавайся!», «Мария, Мария», «Ничего святого». Автор умеет заинтересовать читателя настолько, что хочется прочитать об этом периоде истории больше.

Давайте вспомним блистательные и печальные книги о войне и любви, истинном мужестве и самопожертвовании, нравственном долге и непреходящей ценности человеческой жизни. Литература «потерянного поколения» сложилась в европейской и американской литературах в течение десятилетия после окончания войны. И, думаю, эти произведения хорошо известны нашему читателю. Это романы Олдингтона, Ремарка, Хемингуэя, Барбюса и др. В них столько отчаяния, боли, утраты и тоски. Это реквием по целому поколению, несостоявшемуся из-за войны.

К счастью, в российской литературе есть эпопеи С.Н.Сергеева-Ценского «Брусиловский прорыв»,
М.А.Шолохова «Тихий Дон», А.Н.Толстого «Сестры», А.И.Солженицына «Август четырнадцатого», литература русской эмиграции. Но особую ценность имеют произведения, вышедшие из-под пера писателей-фронтовиков, хроникеров, по свежим следам фиксировавших живые картины Первой мировой. Малоизвестен читателю целый пласт периодической печати, сохранившей высокохудожественные свидетельства очевидцев событий – военных корреспондентов В.Брюсова, Ф.Крюкова, А.Толстого и др. Именно в эти годы появились первые литературные и публицистические опыты будущих мастеров слова М. Пришвина, И.Шмелева, К.Тренева – авторов рассказов и очерков о войне. Без должного внимания остаются публицистика, дневниковые записи, эпистолярное наследие Л.Андреева, М.Горького, Е.Замятина, 3.Гиппиус, В.Короленко.

Несмотря на огромное количество исторической литературы по этому периоду, изданной за последние десятилетия, Первая мировая война в нашей памяти остается «белым пятном».

Уважаемые любители чтения, напоминаем, что заинтересовавшие вас книги вы найдете в фондах Центральной библиотеки имени В.Г.Короленко.