Пациент VS доктор: кто кого убедит?

09 октября 2018 в 17:35

Вызов терапевта на дом не отменяется, но отныне врач может не приходить, если его визит не является обязательным

В связи с проходящей в нашей стране медицинской реформой меняется модель вызова врача на дом. Об этом еще весной написала в Facebook исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун, причем в настолько обтекаемой форме, что понять конкретику нововведений практически невозможно. Ульяна Супрун пояснила:

«Сейчас распространяются слухи, что врачи не будут приезжать на вызовы. Это неправда. Как будет происходить: пациент звонит по телефону в свою амбулаторию или к своему врачу; врач общается с ним по телефону, и они будут решать, доктор должен приехать к пациенту или пациент к доктору».

Каждый, кто волею судьбы хоть раз посетил своего участкового терапевта в связи с высокой температурой или вызывал его домой, понимает, как трудно подыскать аргументы, которые могут заставить врача добровольно приехать к пациенту на дом.


Фото Владислава Лупаненко. Пешком или на авто? Опытные врачи всегда смогут организовать свой рабочий день.

Порядок утвержден. Что дальше?

И даже несмотря на то, что Минздрав Украины утвердил Порядок оказания первичной медицинской помощи – документ, который регламентирует работу терапевтов, педиатров и семейных врачей и дает четкий перечень услуг заведений «первички», до сих пор полной ясности нет. Хотя уже с 1 июля абсолютно все учреждения первичной медицинской помощи должны руководствоваться этим документом.

К нам в редакцию пишут врачи, которые просят дать конкретные пояснения. Участковый терапевт центра первичной медико-санитарной помощи №4 Алла Хандога, имеющая 42-летний стаж работы, спрашивает в своем письме, как быть с вызовами на дом, напоминая, что в апреле нынешнего года и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун говорила, что ни температура, ни высокое давление не являются причиной для вызова врача на дом. В случае же дальнего вызова (ведь декларации с врачом подписывали мариупольцы из разных районов города) пациент должен предоставить машину. И только после согласования (разговора) пациента с врачом и положительного результата вызов будет занесен регистратором в журнал вызовов,  продолжает цитировать министра участковый терапевт.

Верхи не знают, а низы не могут

На вопросы доктора Хандоги отвечает исполняющая обязанности главного врача ЦПМСП №4 Наталья Саплина. Именно ей департамент здравоохранения горсовета переадресовал наш редакционный запрос, составленный на основе письма читательницы.

«Решение о визите к пациенту будет принимать доктор в индивидуальном порядке по телефону, именно для этого при подписании декларации пациент и врач обменялись номерами мобильной связи», – написано в ответе. И дается ссылка на приказ Минздрава №504 «Об утверждении Порядка оказания первичной медицинской помощи». В разделе этого документа («Перечень услуг и порядок их оказания») написано, что «врач может принять решение о предоставлении отдельных услуг по месту жительства (пребывания) пациента или c использованием средств телекоммуникации. Однако решение о предоставлении первичной медицинской помощи (ПМП) по месту жительства (пребывания) пациента не может приниматься только на основании удаленности его места проживания (пребывания) от места оказания ПМП и/или отсутствия у пациента средств на проезд к месту оказания».

Бумага все стерпит

Строки эти с апреля нынешнего года зачитаны докторами, что называется, до дыр. Но вызывают они больше вопросов, чем ответов. «За прошедшие полгода после принятия документа никакой конкретики не достигнуто. Кто будет предоставлять транспорт для вызовов? Если врач станет для этой цели оплачивать такси, то это нонсенс: во всем мире доктору платят за визит, а у нас получается, что врач сам должен его оплатить?» – спрашивает Алла Хандога.

«При обслуживании пациентов, которые подписали декларацию, будет выделяться транспорт для их посещения», – указано в ответе на запрос.

Кроме того, Наталья Саплина проинформировала, что в ближайшее время и порядок оказания помощи на дому, и время приема пациентов будут обговариваться на собрании трудового коллектива, после чего соответствующие изменения внесут в коллективный договор.

Перед подготовкой данной публикации мы созвонились с Аллой Хандогой и рассказали о полученном ответе. Грустно рассмеявшись, участковый терапевт сказала:

«Понятно, что ни один главврач страны не знает доподлинно, как ему поступать в условиях медреформы. Мы в коллективе надеялись, что получим конкретные ответы, вдруг уже есть разъяснения Мин­здрава. Если, например, в нашем ЦПМСП только одна машина, как можно охватить пациентов в разных районах, особенно во время эпидемии? Теперь ясно, что пока никто не знает, как мариупольцам не запутаться в вопросах медицинской реформы».

Николай Пожогин