Ожидали европейский сервис – получили бюрократию

11 сентября 2018 в 18:00

Когда между службами согласия нет: сколько нервов и времени потратила мариупольчанка, чтобы оформить ID-карту для 14-летней дочери

С появлением ЦНАП было связано много надежд: открытость, прозрачность, европейский сервис, отсутствие бюрократических проволочек и коррупционной составляющей. Как оказалось, не всегда чаяния оправдываются. Жительница Мариуполя Ирина Онищенко рассказала, как она подавала документы на оформление ID-карты для 14-летней дочери.

Из ЦНАП в РАГС и обратно

Ситуацию вокруг оформления первого паспорта для ребенка Ирина называет не иначе как кошмаром. «Дочке исполнилось 14, и ей пора получать ID-карту. Мариупольский ЦНАП выдал список необходимых документов, среди которых значится и выписка из актовой записи о рождении. Пришли в Левобережный районный отдел государственной регистрации актов гражданского состояния и заняли очередь, скорость приема – один человек в час. На вопрос, почему нельзя людям сразу давать квитанции на оплату, отвечают: нужно проверить ваши документы. Бегу оплачивать квитанции, возвращаюсь в РАГС. Хорошо, что пока я бегала с платежками, дочь стояла в очереди, иначе пришлось бы занимать снова. Под конец рабочего дня попали на прием к специалисту, она спрашивает: существует восемь видов выписок, какую вам? Я отвечаю, что не разбираюсь в этих тонкостях, и протягиваю список документов, который получила в ЦНАП, но это не помогло. Мне дали сутки на то, чтобы выяснить, какой вид выписки нужен. В ЦНАП мне отвечают: работники РАГС должны сами знать, что нужна выписка с максимально полной информацией об отце ребенка. Сообщаю об этом в РАГС, на что специалист замечает: если ЦНАП не примет ту выписку, которую она выдаст, мне придется заказывать документ повторно и снова заплатить за него. То есть за выпиской можно приходить до восьми раз, пока не угадаешь, потом берешь талон на прием в ЦНАП и снова ждешь месяц? Разве в этом альтернатива бюрократии? В итоге нам прислали не тот документ. Почему специалисты ЦНАП и РАГС не могут согласовать между собой, какой вид выписки нужен, чтобы не гонять людей и не перекладывать на них ответственность за вопросы, в которых они не разбираются?» – возмущена Ирина Онищенко.

Доступ есть, но выписку несите

В Левобережном районном отделе государственной регистрации актов гражданского состояния (ГРАГС) нам сообщили, что должностные лица Государственной миграционной службы (ГМС) Украины получили доступ к ведомостям из Госреестра актов гражданского состояния граждан, но до настоящего времени ГМС продолжает присылать запросы или направлять граждан в отделы ГРАГС для получения свидетельств, выписок, что усложняет процесс.

Кроме того, Левобережный районный отдел госрегистрации обслуживает второй по численности район Мариуполя, а также прилегающие временно оккупированные территории Новоазовского, Тельмановского, Старобешевского районов, Донецка, Горловки, Макеевки и др. В неофициальных беседах рассказывают, что нагрузка на отделы госрегистрации резко возросла, а штаты не расширились.

Что касается проблемы с определением вида документа, то в Левобережном райотделе ГРАГС пояснили, что ЦНАП и ГМС при оформлении паспортов в зависимости от ситуации требуют от граждан разные выписки из Госреестра, а их – более полутора десятка видов, и за них нужно платить. Специалисты отделов ГРАГС уточняют вид выписки.

Где закралась ошибка?

При формировании выписки для Ирины Онищенко была выявлена ошибка и сразу же отослана просьба ее исправить. После получения исправленного ответа мариупольчанке выдали полную выписку из Госреестра о рождении ее дочери.

В департаменте административных услуг Мариупольского горсовета нам ответили, что в ситуации, когда родители разведены, как произошло в семье Онищенко, при оформлении паспорта по достижении 14-летнего возраста необходимо доказать, что на момент рождения отец имел украинское гражданство. Это подтверждается паспортом гражданина Украины отца или полной выпиской из актовой записи о рождении, которую можно получить в органах регистрации актов гражданского состояния. Администраторы ЦНАП не имеют полномочий делать запросы на получение этих данных, поскольку они – персональные.

И хотя в ЦНАП заверяют, что взаимодействуют с Главным управлением ГМС Украины в Донецкой области, на деле выходит, что взаимопонимания с отделами ГРАГС все-таки недостает. Неужели под крышей одного прозрачного офиса нельзя собрать представителей всех служб, задействованных в оформлении паспортов, в том числе отделов госрегистрации, чтобы не гонять людей по разным конторам, уничтожить в конце концов бюрократию и сделать сервис по-настоящему европейским?

Юлия Франжева