Осторожно, ступенька!

Социальные объекты Мариуполя адаптируются под потребности людей с инвалидностью, но еще есть над чем работать

19 июля в 16:22

Тактильная плитка на дорогах, светофоры со звуковым оповещением, контрастная разметка на ступенях – эти минимальные элементы доступности могли бы значительно облегчить передвижение по городу слабовидящих людей. Достаточно ли таких «доступов» в Мариуполе? Легко ли человеку с инвалидностью добираться до основных социальных объектов? Это проверили журналисты газеты «Ильичевец. Город» вместе с общественными активистами, нашим тайным агентом – пенсионером Сергеем Легковым, инвалидом по зрению первой группы, и заместителем председателя мариупольского отделения «Украинского общества слепых» Еленой Кочетовой.

Люди должны помогать

Первым делом мы заглянули в Центр обслуживания клиентов ДТЭК, что на бульваре Шевченко, 62. Пока журналисты объясняли охране цель визита, Елена успела отстоять очередь к администратору. Глава ЦОК Елена Сенько заверила, что они всегда готовы прийти на помощь клиентам. Для этого достаточно обратиться к администратору. Он поможет взять в терминале талон и найти нужный столик специалиста. К тому же необходимая информация отображается на электронных табло. На вопрос, почему нет голосового оповещения о том, кто именно должен подходить и к какому столику, Елена Сенько ответила, что это неудобно: «Полгода назад мы практиковали такое оповещение. Никто к нему не прислушивается, просто создается лишний шум в помещении, который отвлекает специалистов от работы».

Наши тайные агенты не согласны с подобным заявлением.

«Чтобы попросить помощь у администратора, его еще нужно найти и выстоять в очереди. К тому же он не всегда согласен помочь. Бывало, от меня просто отмахивались, мол, некогда, попросите других посетителей. Взять талончик – полбеды, нужно еще не пропустить свою очередь. А как это сделать, когда ты не видишь, что написано на экране? Иногда люди забывают вовремя напомнить и приходится идти за новым талоном», – рассказала Елена Кочетова.

Европейский подход

После этого мы отправились в Мариупольскую объединенную­ государственную налоговую инспекцию. К счастью, идти недалеко – через дорогу. Правда, светофор оказался без звукового сопровождения, а дорога и ступеньки – без специальной разметки. «Самостоятельно до налоговой я бы, пожалуй, не добрался», – отметил наш «агент» Сергей Легков. Зато ­внутри инспекции все по европейским стандартам. Модератор сама распечатала талон Сергею и предложила проводить к специалисту. Номера столика и талона здесь не только высвечиваются на мониторе, но и дублируются голосом.

Будьте доступнее

Эксперимент решили продолжить в Центре первичной медико-­санитарной помощи (ЦПМСП) №3 и добраться до него на новом троллейбусе.

Приехал троллейбус быстро, но номер маршрута тайным агентам пришлось уточнять у пассажиров. Голосовое оповещение при подъезде к остановкам не работало. К счастью, их названия объявлялись кондуктором довольно громко.

В ЦПМСП №3 нужный кабинет нашли не сразу. Управление здравоохранения Мариупольского горсовета заявляло, что для приема людей с инвалидностью здесь работает отдельный кабинет на первом этаже. Сюда спускаются любые специалисты, если больной не в состоянии подняться к ним. Сергей Легков заглядывает в условленный кабинет, но врач не в курсе. Идем в регистратуру, нас просят подождать в кабинете. Терапевт появился быстро, через восемь минут.

ЦНАП доброжелательный

В Центре предоставления административных услуг условия порадовали. Администратор помог получить талон и проводил к специалисту. Тот в свою очередь помог клиенту с нарушением зрения заполнить бумаги. Единственный минус – железные ограждения для автомобилистов, споткнуться о них при подходе к ЦНАП очень легко.

«Наш эксперимент помог выявить некоторые недостатки, но в целом присутствие журналистов и общественных активистов, конечно, повлияло на его чистоту. Мы продолжим эту работу. Прошу всех жителей с инвалидностью, которые посетят любой из проверенных нами объектов до 31 июля, рассказать о своем опыте», – отметил общественный активист Дмитрий Забавин.

Номер телефона горячей линии 097-995-42-42. Звонить с понедельника по пятницу с 12:00 до 16:00. Все истории будут включены в обращение к руководству городских сервисов и департамента транспорта и связи Мариупольского горсовета.

Татьяна Мацкова