Огонь, вода и медные трубы

21 сентября 2018 в 13:30

«Театромания» представила спектакль «Как это делается в Одессе». Удалось ли режиссеру перенести зрителя во времена налетчика и грабителя Бени Крика?

Первая работа на «малой сцене»

Юлия Франжева

Кураж, обаяние, эмоциональность, характерность, специфический юмор и особый колорит – вот что с первых минут действа увлекает зрителя в атмосферу прошлого столетия.

«Как это делается в Одессе» можно назвать спектаклем типажей, в каждом персонаже гипертрофирована одна из черт характера, на основании которой выстраивается комический образ. Утрирование и гиперболизация вместе с контрастностью характеров, где даже антигерой вызывает улыбку и не лишен обаяния, создают необходимый эффект – юмор и ирония сочетаются с ненавязчивой нравоучительностью.

Для молодежи, которая пробует свои силы в искусстве лицедейства и, возможно, хочет связать свое профессиональное будущее с актерством, игра в спектакле – это хорошая возможность проявить себя в новой ипостаси и по реакции зрителей сделать выводы: насколько точным было попадание в образ.


Фото Владислава Лупаненко. Дыхание времени. Кирпичный колодец среди стен многоэтажек на мариупольской улице Харлампиевской и стал тем самым «одесским» двориком.

Хочется отметить игру Кристины Новиковой, главная героиня в ее исполнении – напористая, прямолинейная, немного грубоватая и забавная Бася – вызывала симпатию и сопереживание. Выразительная мимика юной актрисы, в точности передавшей чувства и эмоции персонажа, не оставила зрителей равнодушными. Даже ливень, хлынувший во время предварительного показа, не помешал актрисе передать все очарование непосредственности.

Интересным и запоминающимся вышел образ хитрого и дипломатичного Фроима Грача, отца Баси, который ради шкурного интереса готов пойти на компромисс с совестью. Сыграл его Андрей Бурябаш.

Почти все актеры «Театромании» – не профессионалы, а любители, но это ничуть не смутило харьковского режиссера Ирину Цыпину, поставившую спектакль.

«Актеры с большим интересом и азартом окунулись в работу, и это было огромным плюсом. Из-за этого работалось легко: они слушали и слышали меня, выполняли мои пожелания. Для меня было полной неожиданностью, что к первой репетиции актеры практически знали текст», – сказала Ирина Цыпина.

В спектакле минимум декораций и реквизита, антуражем послужил внутренний дворик ДК «Молодежный». Хотя из-за небольших размеров он не может вместить столько зрителей, сколько способен актовый зал дворца, дворик выигрывает за счет камерности и исторического колорита. Здесь лучше ощущается причастность к происходящему.

Можно сказать, что у «Театромании» теперь появилась малая сцена, а она требует от актеров особого мастерства и выразительных средств. Когда аудитория всего в нескольких метрах от разворачивающегося действа, даже малейшая фальшь не укроется от внимательного зрителя.

Спектакль во дворике, вмещавшем несколько десятков людей, проходил с аншлагами. Не всем желающим увидеть театральное представление хватило сидячих мест, некоторые согласны были смотреть стоя.

Мариупольцы в целом тепло приняли постановку. В отзывах в соцсетях зрители благодарили режиссера и актеров за хорошую работу.

«Ребята – герои, под ливнем начали игру, и на их лицах не дрогнул ни один мускул. По реакции зрителей видно, что спектакль удался, но премьера – не окончательный результат, постановка будет обкатываться, уйдет нервозность», – отметила Ирина Цыпина.

Будут ли фанфары?

Николай Пожогин

Спектакль, поставленный по мотивам поистине неподражаемых «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, к сожалению, не передал ни ностальгирующей атмосферы дореволюционной Одессы, ни цветистого языка автора. Возможно, ожидания от встречи со старинной Одессой были слишком велики из-за того, что в социальной сети Facebook участники народного театра «Театромания» каждый день выкладывали то, как проходят репетиции.

А в результате все плюсы, на которые «ставили» организаторы мероприятия, сыграли с первыми премьерными представлениями злую шутку. Почему? Давайте разберемся.

Как отмечала режиссер-постановщик спектакля Ирина Цыпина (приглашенный из Харькова режиссер-фрилансер. – Прим. авт.), к ее приезду идейный вдохновитель и руководитель «Театромании» Антон Тельбизов очень удачно распределил роли. Все соответствовали типажам своих героев. Только ­Сергею Вакуле, играющему Беню Крика, досталась роль на сопротивление, отчего знаменитый налетчик и грабитель, фигура безумно романтическая и, несмотря на принадлежность к уголовному миру, невероятно привлекательная для многих поколений читателей, просто-напросто потерялся.


Фото Владислава Лупаненко. Действо изнутри и снаружи. Актеры старались передать непревзойденный колорит города у моря.

Что касается костюмов, представленных в спектакле, то несвойственные тому времени яркие наряды «ночных бабочек» создавали шокирующую «опереточность», что отметили некоторые зрители в своих комментариях на странице театра в Facebook.

Поговорим и об уютном внутреннем дворике Дворца культуры «Молодежный», который, по мнению инициаторов действа, создает нужную обстановку. Это обособленное пространство, окруженное кирпичными стенами, в отличие от привычного зрительного зала должно наполнить спектакль особой доверительностью общения актеров с публикой. Но камерности не получилось, поскольку аматорский коллектив народного театра не сумел выдать нужной эмоции, что «съело» ожидаемую одесскую искренность. Напротив, актриса, выступающая от имени автора рассказов, громогласно, во всю силу своих легких выдавала на-гора реплики, от чего терялась задушевность.

К тому же у дворика нет крыши, дождь лился прямо на головы зрителей, а зонтики, выдаваемые организаторами, мешали уже третьему ряду наблюдать за ходом разыгрываемых событий.

Собственно, именно дождь и подсказал нам название этого материала: «Огонь, вода и медные трубы». Испытание огнем «Театромания» прошла в конце февраля прошлого года на первой премьере «Королевских игр», когда за полчаса до финала во дворце погас свет. И зрители, включив фонарики на мобильных телефонах, освещали сцену, помогая актерам доиграть представление. Испытание водой актеры прошли в течение двух дней на первых показах «Как это делается в Одессе», особенно в минувшую субботу, когда солнечная погода за несколько минут до начала спектакля сменилась затяжным дождем.

Что же касается медных труб, то надеемся, «Театромания» с честью сумеет противостоять и этим трудностям, ведь как указывают еще античные источники, самые трудные нравственные испытания «фанфарами», «медными трубами», то есть славой, популярностью. А их выдерживают далеко не все те, кто ранее успешно прошел «огонь и воду».