Нина Воробей: «Главное – не потерять связь с учителем»

07 июня 2018 в 16:50

Энергичный директор школы №47 считает, что руководитель учебного заведения – это не менеджер в чистом виде, он должен быть погружен в учебный процесс

Имя Нины Воробей в Мариуполе знают многие: директор школы №47, депутат Мариупольского горсовета и просто открытый и интересный человек, она всегда готова прийти на помощь.

Живет Нина Воробей в пяти минутах ходьбы от школы, которую возглавляет последние 14 лет. Розы во дворе частного дома сажала еще ее мама. На участке растут помидоры, у входа в дом – черешня. На полках в комнатах – награды, полученные за годы работы в сфере образования, и фотографии родных. Здесь, в родительском доме, Нина Воробей рассказала нам о своей семье, о том, как она решила стать учителем и какие качества необходимы современному директору.

В числе лучших. Нина Воробей на церемонии награждения нагрудным знаком «Берегиня Украины». В этом году в проекте «Я – украинка» приняли участие 150 женщин из 19 областей страны.

Мои родители – Иван Нестерович и Варвара Федоровна родом с Полтавщины, они односельчане. После войны приехали на восстановление разрушенного хозяйства. Сначала работали в Донецке, затем перебрались в Мариуполь, здесь поженились. Папа работал на стройке, мама – на комбинате имени Ильича. Они были тружениками, по-другому не скажешь. Поэтому в нашей семье всегда ценились честность, порядочность и труд. Мы с сестрой выросли в атмосфере любви, папа нас боготворил. Он умел выбрать подарок, оценить внешний вид. 

Я училась в школе №24. Будучи школьницей, помогала тогда еще Ильичевскому отделению милиции в работе с трудными подростками. Это меня вдохновило, и я решила поступать в юридический институт. Но не получилось, и тогда пришла работать в свою родную школу. Сначала была секретарем-машинисткой, потом – старшей пионервожатой. Под влиянием своих учителей, наверное, и определилась, что хочу стать педагогом. Поступила на заочное отделение Ростовского государственного университета, выбрала специальность «Учитель географии». Вот так и стала педагогом, затем организатором внеклассной работы. В 1980 году меня пригласили на общественную работу в райком комсомола. Занималась вопросами образования – где бы ни работала, от школы никогда не отрывалась. После рождения дочери вернулась в родную школу. Решила, что нужно больше внимания уделить ребенку, быть всегда рядом. Пришла уже не просто учителем, а заместителем директора. Но из-за постоянной занятости уделить больше внимания Наташе не получалось, эта нагрузка легла на моих родителей. Дочь занималась танцами, училась в музыкальной школе. Когда директор школы №24 ушла на пенсию, я заняла эту должность.

Свой первый урок помню как сейчас. Мое назначение учителем было крайне неожиданным. Посреди учебного года уехал географ. Меня пригласил директор и сказал, что нужно вести уроки. Я переживала, что не смогу справиться с классом, ведь разница в возрасте была минимальной (мне было 22 года). И детям непросто: вчера еще ты была Ниной, а сегодня – Нина Ивановна. И вот мой первый день в новой роли. Пришла в 5-А. Даже тему помню – «Путешественники». Я подготовилась, все ребятам рассказала, задала им вопросы, дети на все ответили. Вышла из класса с мыслью: «Я – учитель!» Следующий урок был в 5-Б: уже было шумно, что-то не успевала. Справилась, но с трудом. А вот на третьем уроке в 5-В ничего не успела, ничего не рассказала. Анализируя тот день, потом думала: если бы мой первый урок прошел в 5-В, я бы, наверное, уже не пошла в учителя. (Улыбается.)

Школа №24 для меня особенная, я в ней состоялась. Поэтому, когда мне предложили стать директором 47-й школы, выбор предстоял непростой. Я колебалась, ушла со слезами, коллеги долго не могли мне этого простить, хотя смена пришла достойная. Переживала, как меня встретит коллектив школы №47, но, когда я вошла, они все заулыбались и этим очень поддержали меня.

од назад я побывала во Львове в гостях у моих учеников. Таня и Коля – семейная пара, он работает врачом, она преподает в институте железнодорожного транспорта. Я была классным руководителем у Тани, а Коля учился в параллельном классе. Естественно, ребята накрыли стол, встретили очень радушно. И тут они выносят домашний торт, на котором написано: «Нашему дорогому учителю», и очень меня этим растрогали. Ведь это уже взрослые, состоявшиеся люди. Такие минуты дорогого стоят, понимаешь, что работаешь не напрасно.

В современном мире директор не должен останавливаться на достигнутом, нужно верить в свои силы. Это самое главное. Сегодня школам предлагают много проектов, но не нужно огульно бросаться на них. У каждого учебного заведения свое лицо, специфика. Например, когда нам предлагали проекты «Интеллект» и «Новая украинская школа», мы решили подать заявку на вторую программу. Дело в том, что «Интеллект» предполагает солидное финансовое участие родителей, многие наши мамы и папы этого не потянут. Поэтому сосредоточились на новой украинской школе и в прошлом году открыли первые классы с новой методикой обучения. Сейчас говорят о том, что директор должен быть менеджером. В чистом виде, на мой взгляд, это невозможно. Директор должен быть и менеджером, и учителем-методистом. Если руководитель перестанет участвовать в учебном процессе, он потеряет связь с коллективом и детьми. Когда приходят родители с жалобой на учителя, а ты на его уроке ни разу не был, очень трудно решить конфликт, помочь самому педагогу.

Лучшая награда

В мае этого года Нина Воробей получила из рук первого президента нашей страны Леонида Кравчука памятный знак «Берегиня Украины». Но больше всего она гордится званием «Мариуполец года», которое ей присвоили в 2013-м.

Последние несколько лет занимаюсь депутатской деятельностью, вместе с коллегами мы иници­ируем различные полезные начинания в Мариуполе. Конечно же, помогаю жителям 232-го микрорайона, Курчатова, поселков Горького, Украина-1 и Украина-2 решать насущные проблемы. Много работаем в плане благоустройства микрорайонов.

Моя семья – это оплот всего, что у меня есть. Моя младшая сестра Наташа работает на «Азовмаше», инженер-конструктор вагоностроения. Ее муж – бывший ильичевец, сейчас на пенсии, сын учится в Приазовском государственном техническом университете. Мои дети – и дочь Наташа, и зять – энергетики, работают на меткомбинате имени Ильича. Благодаря их поддержке я могу все.

Сейчас живу в родительском доме, папа всю жизнь его благоустраивал, теперь я, как старшая, стала его берегиней. Конечно, на частный дом нужны время и силы. Но здесь я отдыхаю душой. Иногда рассказываю на работе: помидоры посадила, еще что-то сделала. Спрашивают: когда вы успеваете? А меня работа на земле отвлекает, помогает переключиться. В такие моменты я всегда вспоминаю маму, которая говорила, что на огороде отдыхает. Тем более в этом доме мы живем с 1958 года. Здесь все свое, родное, все согревает.

Анна Шишман