Никому не подконтрольны

Мариупольцы недовольны работой служб такси, но жаловаться практически некому – в стране все еще нет механизмов регулирования их деятельности

29 марта в 16:20

Мало кто из нас задумывается, в какую машину он садится и кому доверяет свою жизнь. Заказывая услуги служб такси, не интересуемся, есть ли у водителя лицензия и почему мы платим по тому или иному тарифу. Куда потом идут деньги потребителей услуги, как службы такси маскируются под информационные агентства и почему законопроект об урегулировании деятельности такси не могут принять третий год подряд? И главное, кто четко ответит на эти вопросы, если даже те, в чьи обязанности входит контроль за деятельностью такси, честно признаются: реальных механизмов для этого в законодательстве нет?

В вашем районе водителей нет

Нежелание ехать на далекие или, напротив, короткие расстояния, поднятие тарифов в вечернее время суток, долгое ожидание и частые отказы – это реалии поездок на такси, которые знакомы каждому мариупольцу. Водители сами решают, приезжать им на вызов или нет, поэтому могут диктовать свои условия, и когда видят, что клиент готов заплатить любую сумму, не стесняются ее попросить.

«Мы создаем общий эфир и отправляем туда заказы, водители сами выбирают себе поездки. С 22:00 тариф поднимается примерно на 7 грн. Не приехать водители могут в связи с погодными условиями или если заказов очень много», – говорит диспетчер службы такси «Лидер».

Нетрудно догадаться, что при такой системе, если ваш заказ покажется таксисту невыгодным, он к вам не приедет. Тогда через 10-15 минут вам перезвонят с вопросом: не желаете ли поднять тариф? Подобная функция уже предусмотрена и в электронном режиме – если вы вызываете такси через приложение. Но и это еще не гарантия того, что ваш заказ примут.

Такая практика наблюдается почти во всех мариупольских такси, но есть службы, которые устанавливают более жесткие требования для водителей. Диспетчер такси «Орион» рассказала, что программа, которой пользуется служба, разбивает город на микрорайоны, сама ищет свободного водителя, который находится поблизости, и отправляет ему заказ. Таксист может отказаться, но за это ему придется заплатить штраф.

Кто за рулем?

Но больше напрягает другое: поездка в такси – это, по сути, лотерея, вы никогда не знаете, кто к вам приедет. Мы задали популярным мариупольским службам такси один и тот же вопрос: какой отбор проходят водители, желающие работать у вас? Почти все отвечали одно и то же: собеседование, некоторые службы просят также скинуть номера машины. Но о справках о состоянии здоровья, в том числе психического, не сказал никто.

Найти того, кому можно пожаловаться на такси, не так просто. Ни муниципалитет, ни областное управление работу таксистов никак не контролируют.

«Мы не регулируем деятельность служб такси, проводить рейды по машинам может разве что полиция», – сказал директор департамента транспорта и связи муниципалитета Василий Клат.

В Донецкой облгосадминистрации нам дали тот же ответ.

«У нас нет отдела, который занимался бы контролем деятельности служб такси», – прокомментировал директор департамента развития базовых отраслей промышленности ДонОГА Артем Литвинов.

Деятельность такси в Украине, по сути, не регулирует никто. Работу самих таксистов – частично. Этим занимается Укртрансбезопасность – Государственная служба Украины по безопасности на транспорте. Каждый водитель должен получить соответствующую лицензию, которая выдается на неограниченный срок. Водителя регистрируют как субъекта предпринимательской деятельности, которому соответствует транспортное средство. Машина должна пройти техосмотр, иметь украинские номера, перед выдачей лицензии могут проверить место стоянки. После этого автомобиль вносят в реестр транспортных средств, который составляет Укртрансбезопасность.

Тихо едем вне закона

Но это – в теории. На практике большинство таксистов ездят без лицензий, а сами службы регистрируются не как такси, а как информационные агентства, которые предоставляют услуги информационного характера, и привлечь их к ответственности, согласно действующему законодательству, невозможно.

Сотрудники Укртрансбезопасности признаются: механизмов для регулирования деятельности служб такси в нашей стране нет. Об этом публично заявил и глава Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Михаил Ноняк.

«На украинском рынке такси нелегальные перевозки составляют около 95%», – говорит он.

Для обычного пассажира это означает, что, когда он заказывает такси у «информагентства», за качество обслуживания ответственности никто не несет.

Но даже те правила, которые предусмотрены для водителей, особой строгостью не отличаются. Как рассказали нам в Укртрансбезопасности, на плановые проверки такси наложен мораторий, проверять водителей разрешается только тогда, когда для этого есть ряд причин. Например, если этого – внимание! – хочет сам таксист, по обращению физического лица или в случае аварии. Есть также рейдовые проверки, которые, кроме данной службы, имеет право проводить еще и полиция – смотрят наличие лицензий, но, даже если дело дойдет до суда, за их отсутствие в 90% случаев никого не накажут.

«Удобный» бизнес

Отдельный вопрос – как «информагентства» распоряжаются полученной прибылью. Наверняка, вы бы удивились, если вдруг таксист выдал бы вам чек за поездку, а в нем было бы указано ее расстояние и соответствующая стоимость.

Обычная система предоставления услуг в такси не действует, как не действует и система налогообложения. Получая деньги за поездку, таксисты делятся со службой, но не с государством. Согласитесь, вести бизнес, который никак не контролируется, при этом не платить налоги, да и лицензии иметь необязательно, достаточно удобно…


UBER пока не доехал. Известное приложение мариупольцам устанавливать еще нет смысла. Однако многие городские службы имеют свои – это облегчает вызов машины


Такое положение вещей объясняется просто: за годы независимости в Украине не разработали ни одного закона о такси, который бы четко прописывал их обязанности и функции.

Принять подобный документ пытаются уже давно – еще в 2015 году в Верховную Раду был внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-­диспетчерских служб». Его авторы говорили, что цель законопроекта – упорядочить хозяйственную деятельность в сфере перевозок на такси. Документом предлагается возложить организацию перевозок такси на органы местного самоуправления и ужесточить требования к водителям. Как считает Михаил Ноняк, принятие закона позволит легализовать рынок такси, начнут выплачиваться налоги, а таксомоторные организации и диспетчерские центры будут нести ответственность.

Надо исправляться

Жители Мариуполя работой местных служб такси крайне недовольны. «Вечером, а тем более ночью, уехать из центра города на окраину просто нереально. Не раз бывали случаи, когда соглашалась оплачивать повышенный в два или три раза тариф, но ко мне все равно никто не приезжал. Считаю, что в системе работы такси нужно что-то менять», – говорит мариупольчанка Анна.

Горожане предлагают на рассмотрение власти петицию с требованием создать муниципальное такси: «Со стационарными местами ожидания, характерной символикой и окраской. Со стабильным тарифом за километр. Возможно, б/у электрокары из США для уменьшения себестоимости проезда и конкурентоспособности с частными службами такси». Петиция была создана 19 марта и по состоянию на 27 марта набрала только 100 из 250 необходимых подписей. Мы поинтересовались у специалистов Укртрансбезопасности, существует ли такая практика в других городах страны и насколько возможна реализация данной инициативы. Как оказалось, идея муниципального такси возникала в Украине не раз, но так и не была нигде реализована. По мнению экспертов, финансирование службы такси городской властью требует колоссальных средств и пробьет большую дыру в местном бюджете. Существует и другой вариант, подходящий для небольших городов, – договор муниципалитета и служб такси о минимальном тарифе на поездку.

Постепенно доходят до Мариуполя и новшества, уже опробованные во всем мире. Электронное такси UBER известно своим комфортом и простотой. Работает оно так: пассажир, у которого на телефоне есть мобильное приложение, вводит в своем аккаунте пункт назначения, ему выдают стоимость поездки, фото водителя и сведения об автомобиле. Благодаря приложению, человек может отслеживать передвижение машины на карте.

Недавно служба UBER внесла Мариуполь в список городов, в котором планирует начать работу, но когда это произойдет, пока неизвестно. UBER сотрудничает только с водителями, которые имеют автомобили повышенного комфорта, также для них проводится собеседование – принимают только вежливых и воспитанных. Но вот лицензию у них не просят, UBER только соединяет водителя с пассажиром, объясняют в службе.

Какой вариант реорганизации работы авто на заказ выберет Мариуполь, покажет время, но ее необходимость сомнений уж точно не вызывает.

Любовь, скандалы и странные вызовы

О необычной жизни таксиста, очень странных клиентах и о том, как решаются судьбы людей в такси, MRPL.CITY рассказал водитель со стажем Евгений. Он таксист необычный – у него два высших образования, но так как инженеры-электромеханики сегодня не в чести, он ушел с предприятия. Жизнь таксиста научила его суровым законам дороги и дисциплине.

«Таксистом работаю уже пять лет. Работа не нравится, но я, как рыба, не могу вырваться из этих сетей. Такси – это как рыбалка. Рыбаки очень похожи на таксистов или таксисты на рыбаков. И пока идет клев, ты не можешь остановиться. Из 365 дней в году «клевых» не так и много. Их можно перечесть по пальцам – Новый год, Пасха, 8 Марта, День металлурга и День города.

Я научился дисциплине и понял, что главный девиз такси: тише едешь – больше в плюсе, даже если клиент опаздывает на поезд. Однажды довез семью с 23 МКР до вокзала за 10 минут по гололеду. Мы успели за минуту до поезда, притом что везде на дорогах включались красные светофоры. И конечно, эта поездка была как кино.

Мне жаль, что мой регистратор сломался – у меня такие «фильмы» пропадают! Я бы уже миллионером стал. Однажды ехали девочки лет по 13, праздновали день рождения, включили и пели матерный рэп. А один парень всю дорогу играл мне на укулеле (четырехструнный музыкальный инструмент. – Прим. авт.).

С одной стороны, работа эта простая, но с другой – нет. Здесь ты играешь против всех: конкурентов, соперников, полиции, других водителей, пешеходов. Они могут в любой момент сделать тебе что-то плохое. Поэтому нужно быть экстрасенсом – пешехода еще нет на дороге, а ты должен чувствовать, что он выбежит под колеса.

Практически каждый вызов необычный. Допустим, вызывают такси, приезжаю, а там «скорая», и медики говорят: «Помогите, нам нужно вынести больного человека». Или ты приезжаешь, и тебе сообщают: «Вы знаете, я не поеду сегодня. Но вот вам стульчик детский, вы его отвезите, а я вам заплачу».

В машине часто решаются судьбы людей – бывают любовь, ревность, скандалы, драки. Попадаются жулики, наркоманы, всякие «барсеточники», которые хотят тебя обобрать. Жизнь таксиста может быть под угрозой почти каждую минуту. Поэтому нужен ангел-хранитель, те же экстрасенсорные навыки и коммуникабельность, чтобы предотвратить конфликт».

Элина Прокопчук, Яна Иванова