Не терпит суеты

08 ноября 2017 в 16:50

Новое слово в сценическом искусстве от «Театромании»

Премьера спектакля «Прощай оружие» молодого народного театра состоялась в минувшую субботу. Для представления режиссер коллектива Ольга Самойлова выбрала название, вызывающее прямую аллюзию со знаменитым романом. Поскольку всем известно, что «Прощай, оружие!» Хемингуэя – повествование о человеческом достоинстве, о неприятии автором ­войны и всякого рода насилия, поэтому с самого начала было понятно, что народный театр поведет разговор о мире. Тем более что события последних лет на Востоке Украины способствуют возникновению подобных параллелей.

«Это наше с Ольгой Самойловой детище – сценарий, и все последую­щее действие рождено в наших головах, а воплощено коллективом «театроманов», которые перенесли все тяготы наших безумных идей, часы репетиций и бессонных ночей, – откровенничает Антон Тельбизов, руководитель коллектива «Театромания». – Согласитесь, участвовать в подобном творческом эксперименте – это тоже вызов».

Под вызовом в данном случае, очевидно, подразумевается определение «пластический перформанс», которое авторы присвоили своему представлению. И это сыграло злую шутку не только с ними, но и со спектаклем в целом.


Виток эволюции. От палки неандертальца к стальному клинку Жанны Д’Арк.

Чувствуется, что в репетиционном процессе не принимал участия хореограф, который бы преподнес коллективу художественной самодеятельности азы пластического сценического представления, иначе не было бы на сцене невразумительной суеты, а движения молодых актеров отличались бы синхронностью. Это, несомненно, усилило бы незамысловатый сюжет, в котором орудие первобытного человека – палка с каждым пластическим этюдом тривиально и предсказуемо эволюционировала в «красную кнопку» ядерного чемоданчика.

К сожалению, трудно назвать экспериментальными и показанные пластические этюды с палкой, если только не принимать во внимание студийность «Театромании». Но при этом коллектив уже получил статус народного театра, а это, как ни крути, обязывает соответствовать.

Впрочем, многое можно было бы списать на термин «перформанс», который значится в афише. Ведь это понятие, исходя из канонов современного искусства, не отяжелено свойством отрепетированности, в отличие от театра.

«В перформансе нет такого понятия, как роль, – утверждает в своей книге «Искусство перформанса от футуризма до наших дней» американский историк искусства Роузли Голдберг. – То, что делает человек, занимающийся перформансом, стоит назвать выбором дискурса, то есть определенной поведенческой модели, нежели заучивание роли. И самое главное отличие от театра – художник в ходе перформанса переживает ситуацию, предложенную им же самим, причем эта ситуация глубоко погружена в реальность, не отчуждена красивыми словами и искусной игрой. К тому же цели спектакля и перформанса совершенно разные. А зритель – это объект приложения, но его эмоции и чувства совсем не цель перформанса».

Впрочем, спектакль «Прощай оружие» подкупает тем самым молодецким задором командной работы, которая сегодня во многих сферах ставится во главу угла. Чувствуется, что ребята увлечены сценой, которой они посвящают без остатка все свое свободное время. Они живут театром и болеют душой за свое дело.

Николай Пожогин