«Даже воздух в доме пропитан немецким языком»

01 февраля 2018 в 16:36

Участие в конкурсах для учителя немецкого языка не в новинку. В этом деле она – настоящий профессионал

Наталья Шелгунова – преподаватель с богатым опытом. Она всегда спокойна, сосредоточенна и, по словам своих учеников, к каждому может найти подход. С первого взгляда не скажешь, что внутри этой женщины живет вечный двигатель: он толкает ее на участие в десятках конкурсов, подстегивает ее учеников к покорению новых вершин.

Водоворот проектов

Я родилась в семье бухгалтера и агронома в поселке Тельманово. В школе мы всем классом учили немецкий язык. После ее окончания решила поступать на иняз, хотела стать переводчиком. Поступила в Мари­упольский тогда еще гуманитарный институт. Окончила школу с серебряной медалью, а потому сдавала лишь профильный экзамен, все остальное мне засчиталось «автоматом». В институте училась на «отлично», с упоением изучала немецкий язык на кафедре немецкой и французской филологии. Да так увлеклась, что после окончания вуза осталась преподавать. Проработала там до 2011 года.

После декретного отпуска перешла в Мариупольский городской лицей. Здесь как раз набирали обороты различные программы и стажировки, и учебному заведению нужен был человек, который не побоялся бы подхватить эту работу и смог мотивировать детей на участие в конкурсах.


Фото Владислава Лупаненко. Немецкий – на доступном языке. Одиннадцатиклассники всегда с интересом слушают учителя. Каждый урок она открывает для них мир европейской Германии.

Кто знал, что это превратится в любимое дело? Сегодня я вместе с коллегами и ребятами продолжаю работать над проектами, количество которых постоянно растет. Благодаря этому десятки учеников городского лицея не только изучают немецкий язык, но и ездят на стажировку в Германию, имеют возможность посмотреть, как живут и учатся их сверстники.

Один из основных проектов, в которых участвуют наши дети, называется «Школы – партнеры будущего». Он проводится под эгидой министерства иностранных дел Германии и Гете-института. этот проект объединяет около 2 тысяч школ во всем мире. В Украине таких школ на данный момент 16, среди них – наш городской лицей. Это дает возможность ученикам получать качественные знания по предмету, участвовать в конкурсах и семинарах, выигрывать ценные призы и стипендии на посещение языковых курсов в Германии.

Знания – на практике

Когда я пришла в лицей, издательство Hueber объявило конкурс под названием «Стань известным с Hueber». В нем могли участвовать как дети, так и учителя. Когда рассказывала в 11 классе о конкурсе, ребята спросили, почему я не участвую. Я подумала: действительно, почему? Подготовила работу и в итоге заняла первое место. Ведь если я сама не буду участвовать в конкурсе, как смогу мотивировать детей на это? Ответ прост: только своим примером.

У каждого педагога есть свое кредо. Мое звучит так: «Знания – это опыт, все остальное – информация». Нельзя дать ребенку знания, не показав, как он на практике может применить выученное. Например, зачем учить иностранный язык? Это расширяет горизонты и дает возможность поехать за границу, посмотреть, как живут в Европе, и реализовать понравившуюся идею.

Я всегда говорю ребятам: за четыре года учебы в лицее вы должны освоить все, что вам предлагают, чтобы в будущем использовать это в своей профессии. Например, хорошее знание иностранных языков позволит в дальнейшем получить высшее образование в Германии, существенно улучшит шансы найти престижную работу в Украине.

Вдохновить ребенка непросто. Нужно сначала пробиться к его сознанию, помочь преодолеть барьер неуверенности в своих силах и заставить верить в себя. Тогда работать легко и просто.

Переезжать не хочу

В Германию езжу ежегодно, случалось даже, что по несколько раз в год. Но лишь в командировки. В прошлом году побывала на международной конференции германистов. Было очень интересно. Это форум для учителей, преподавателей, научных сотрудников, авторов учебников, для всех, кто профессионально занимается немецким языком. В нем участвовали представители 130 стран.

После каждой такой поездки возвращаюсь окрыленной. Новый опыт хочется реализовать на уроке.

Меня часто спрашивают, не хотелось ли мне переехать в Германию. Мой ответ: нет. Все-таки это совсем другая страна, с другим менталитетом. Там дышится совсем иначе. Пусть у нас не все так гладко, как хотелось бы, но Украина – моя Родина. У меня достаточно возможностей было и, вероятно, еще будет, чтобы уехать, но я не готова к этому. Как говорят, где родился, там и пригодился. Здесь семья, родители, лицей, проекты – как же я без них?

Снова первая!
Наталья Шелгунова стала победителем областного этапа всеукраинского конкурса «Учитель года» в номинации «Немецкий язык».

Но вот чего мне хотелось бы, так это чтобы украинцы так же осо­знанно относились к окружающему миру, как немцы и швейцарцы. Уважение к законам, личности, природе у них воспитывается с пеленок. Они не станут нарушать закон только потому, что никто не видит, или включать дрель в 12 часов ночи. Те же батарейки они никогда просто так не выбросят, обязательно отправят на переработку. Это мелкие нюансы, из них складывается культура, которую мы называем европейской.

Немецкий – дело семейное

Такой активный способ жизни – уроки, проверка домашних заданий, проекты и конкурсы – был бы невозможен без поддержки семьи. У меня подрастает две дочери – пятнадцатилетняя Катя и десятилетняя Ника.

Муж Евгений понимает, что мне это нужно, и поддерживает в любых начинаниях. Конечно, часть работы перекочевала в частную жизнь. Потихоньку проекты вытеснили мои увлечения. Раньше я любила читать что-то легкое, отдыхающее, в основном это были детективы и исторические романы. Когда дети были маленькие, увлекалась креативным рукоделием.

Моя семья живет обычной жизнью. Времени, конечно, остается мало, для того чтобы провести его вместе. Девочки уже большие – у них свои кружки, занятия, уроки, прогулки. Старшая Катя тоже учится в горлицее, я преподаю у нее немецкий.

Катя была на стажировке в Германии. В конкурсах по немецкому языку она участвует с пятого класса. Работа над проектами – это еще одна возможность провести вместе время и чему-то научиться. У кого-то совместные походы, у нас – совместные проекты. Недавно дочка участвовала в городской олимпиаде, заняла второе место. На этой неделе отправляется покорять область. Младшая Вероника смотрит на нее и тоже хочет изучать немецкий, требует, чтобы я занималась с ней. У нас даже воздух в доме пропитан немецким языком.

Анна Шишман