На низком старте медреформы

27 марта 2018 в 18:08

С 1 апреля мариупольцев ожидает немало нововведений – от заключения деклараций с семейным врачом до новых форм приема пациентов

С апреля в рамках медицинской реформы мариупольцы, как и все украинцы, должны будут обратиться в лечебные учреждения первичного уровня для подписания декларации с семейным врачом.


Фото Владислава Лупаненко. В регистратуре пока без изменений. Привычные талоны на прием и бумажные карточки пациентов еще не скоро уйдут из нашего обихода.

Выбрать и подписать

Как комментируют специалисты управления здравоохранения, мариупольцы, которые на протяжении жизни наблюдались у одного доктора, могут выбрать его в качестве семейного врача, если специалист их устраивает, и подписать с ним договор. Если нет – можно выбрать специалиста из любого лечебного учреждения города. Однако прежде горожанам рекомендуют получить информацию о лечащем враче. Ее можно найти в регистратуре, в СМИ или на мариупольском медицинском сайте Medkontrol, где есть данные о каждом специалисте и даже отдельная страница с перечнем семейных врачей.

«Подписать декларацию можно будет с 1 апреля и до начала 2019 года. Но мы рекомендуем заключить договор со своим врачом как можно скорее, так как у каждого доктора есть лимит до 2 тысяч пациентов», – уточнила специалист по коммуникациям управления здравоохранения Мариупольского горсовета Виктория Евдокимова.

С апреля с Мартой

В Мариуполе для разъяснения горожанам нюансов медреформы разработан и запущен первый в Украине виртуальный собеседник – медицинский бот Марта на платформе мессенджера Facebook.

«Бот был разработан, чтобы повысить информированность населения относительно медицинской реформы, в частности, по таким вопросам, как выбор семейного врача, подписание декларации и так далее», – прокомментировал разработчик и руководитель проекта Medkontrol Сергей Сергеев.

На вторичном уровне

А вот со специалистами узкого профиля подписывать декларацию не нужно – к ним на прием можно попасть по направлению семейного врача.

«Пациенту необходимо обратиться к своему врачу, и доктор определяет необходимость консультации или лечения у узких специалистов, – пояснила Галина Чепайкина, заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию населения центра первичной медико-санитарной помощи №3. – Семейный доктор или терапевт дает направление и указывает, куда следует обратиться. К некоторым специалистам можно попасть на прием, минуя семейного врача. Также без его осмотра можно обойтись, если пациент в остром состоянии – получил травму глаза, к примеру».

«Скорую» вызывали?

Не меньше вопросов у наших читателей и по работе «скорой помощи»: в каких случаях можно вызвать бригаду? Многих хронических больных пугает информация, что в бригадах «скорой» появятся парамедики, которые заменят врачей и фельдшеров. При этом предпочтительным для выезда будет только экстренный случай.

«Реформа рассчитана до 2020 года включительно, а значит, 1 апреля 2018-го не будет датой кардинальных перемен для медиков и пациентов», – рассказал в интервью MRPL.CITY главный врач Мариупольской станции скорой медицинской помощи областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Валерий Закржевский.

В соответствии с реформой звонки от пациентов не будут поступать в имеющиеся сегодня районные подстанции скорой медицинской помощи – их заменит единый диспетчерский центр. Каждая бригада оснащена планшетами для отражения всех вызовов. И уже сегодня диспетчеры видят по GPS-навигаторам, где находится бригада и свободна ли она.

«Медик-диспетчер определяет первоочередность вызова и в случае необходимости оказывает информационную поддержку абоненту, поддерживает связь. Понятно, что хроническая патология может закончиться чем угодно, но, чтобы избежать рисков, должны эффективно работать семейные врачи. Им нужно знать своих пациентов, ходить за ними, любить их, не ждать, когда тебя вызовут, звонить, интересоваться. Но это, конечно, в идеале», – отмечает Валерий Закржевский.

По его словам, вызовы «скорой» теперь разделены на две категории. Экстренный или не экстренный случай – решают диспетчеры-медики.

С талоном или без?

Новость об отмене талонов на прием к врачу вызвала множество вопросов: как теперь попасть на прием – выстаивать в очереди под кабинетом доктора?

«Собственно талоны на прием к врачу, которые получают горожане, пришедшие в регистратуру, не отменяются, – пояснила городской семейный врач Ольга Генова. – В принципе д­ля пациентов ничего не меняется. Талоны в регистратуре будут выдаваться и дальше, будет, как и прежде, вестись запись по телефону, выдача талонов заранее на определенный день. То есть вся система на уровне «пациент – прием врача» продолжает работать в прежнем режиме. Да и невозможно осуществлять прием больных в виде живой очереди».

По ее словам, отменяются документы, которые врач заполняет непосредственно во время приема. Это положение касается исключительно внутрибольничной организации работы.

«Что касается ведения и использования электронного журнала регистрации амбулаторных пациентов, куда должны заноситься данные из записей бумажной амбулаторной карты, то мы пока не готовы перейти на такую форму работы, так как в городских лечебных учреждениях еще не введена полная компьютеризация. К примеру, в регистратуре и удаленной амбулатории есть компьютеры, но они не связаны между собой – отсутствует интернет-связь», – пояснила Ольга Генова.

С минувшего понедельника в рамках городского проекта «Доброжелательная медицина» в Фонде развития Мариуполя начались занятия для регистраторов амбулаторий, во время которых они ознакомятся с современными подходами к работе с разными целевыми группами громады и расширят свои знания о дружественной коммуникации с пациентами.

Как ответили по телефону нашему корреспонденту в регистратурах практически всех ЦПМСП, в ближайшие недели все обращения пациентов будут происходить по привычному алгоритму. «Наши регистраторы сейчас проходят обучение, у нас работают айтишники, связывая в единую сеть имеющиеся компьютеры, но, как указано в приказе Минздрава, в переходный период вся документация будет вестись в бумажной форме», – рассказали в одной из амбулаторий ЦПМСП №1.

Как видим, нынешняя медицинская реформа – дело не одного года и по-прежнему телега нововведений зачастую едет впереди лошади.

Следует знать

К экстренным относятся все вызовы в общественные места, в том числе в офисы, на предприятия.

За 10 минут бригада «скорой» доедет к пациентам со следующими признаками:

потеря сознания;

судороги;

внезапные перебои в дыхании и боли в области сердца;

рвота кровью и сильные кровотечения;

острые боли в животе;

все виды травм (ранения, переломы, вывихи, ожоги, травмы головы, тяжелые побои);

поражения электрическим током, молнией;

тепловые удары;

отравления;

укусы животных;

нарушения нормального течения беременности.

Не экстренными, на которые «скорая» выедет через час, считаются:

повышенное давление или температура;

слабость;

головокружение;

легкие травмы;

кашель;

насморк;

обострения хронических заболеваний;

боли в суставах;

болевые синдромы онкологических больных;

стоматологическая помощь;

снятие алкогольного, наркотического, токсического абстинентного синдрома;

острые психические расстройства.

Николай Пожогин