На что жить будем?

25 сентября 2018 в 19:49

Страна обсуждает проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2019 год»

Для расчета проекта Госбюджета-2019 правительством был выбран базовый сценарий макроэкономического прогноза, который предусматривает рост реального ВВП на 3%, индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) на уровне 107,4%, рост среднемесячной зарплаты на 6,9%, до уровня 10 тыс. 129 грн, и некоторые другие показатели.

Расчеты выполнены с использованием прогнозного курса доллара на конец года 29,4 грн/долл.

Впервые доходы и расходы Государственного бюджета Украины выходят за отметку в триллион гривен. Так, доходы планируются в сумме 1 008 375 099,7 тыс. гривен. Расходы – 1 094 368 288,1 тыс. гривен. Граничный объем дефицита бюджета – 89 989 320 тыс. гривен.

Проект определяет общий объем государственного долга на конец года 2 060 101,4 млн гривен, что более чем в два раза превышает доходы бюджета и составляет 52,2% от ВВП. Гарантированный государством долг – 388 630 млн гривен. Государственный и гарантированный долг вместе составят 62% от ВВП.

Как рассказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман на заседании правительства, «если бы нам не повесили 1,3 триллиона гривен долга, мы бы сделали в сотни раз больше того, что сейчас можем себе позволить». Глава правительства имел в виду долги «злочинної влади». Но и в 2019 году заимствования продолжатся, прогноз – более 324,7 млрд гривен, что на 109,8 млрд гривен больше плана этого года. Увеличатся также и объемы платежей по погашению долга – более 272,2 млрд гривен. В одном из дополнений к проекту закона погашение действующих долговых и гарантийных обязательств расписано вплоть до 2060 года. Хватит погашать и нам, и нашим детям, и внукам. 

Прожиточный минимум и зарплата увеличатся

Напомним, базовым государственным социальным стандартом, определяющим размеры основных социальных гарантий и различных видов помощи, является прожиточный минимум. С 1 января 2019 года его уровень на одно лицо в расчете на месяц стартует с той же цифры, которая запланирована на декабрь этого года – 1 853 гривны. А повышение прогнозируется с 1 июля – 1936 гривен, и с 1 декабря – 2 027 гривен. В целом – на 9,4% (декабрь к декабрю предыдущего года).

В отличие от прошлого года прожиточный минимум будет повышаться темпами, что на 2% превышают показатель прогнозного индекса потребительских цен на 2019 год. Проще говоря, рост базового социального стандарта не будет «съеден» инфляцией – по крайней мере, так обещает правительство.


Проектом закона в 2019 году устанавливается минимальная заработная плата: в месячном размере – с 1 января – 4 173 гривны; в почасовом – с 1 января – 25,13 гривны.

Если сравнить с текущим годом, то размер «минималки» вырастет на 12,1%, что также опережает темпы инфляции. А среднемесячная номинальная заработная плата штатного работника, по прогнозам правительства, составит 10 129 гривен (в июле этого года – 8 713 гривен).

Не забыли и о детях и семьях

Размер помощи при рождении ребенка составит 41 280 гривен. Из них одноразовая выплата – 10 320 гривен, а остаток суммы будет выдаваться на протяжении следующих 36 месяцев равными частями по 860 гривен.

«Пакунок малюка», введенный с 1 сентября этого года, имеет продолжение и в следующем году; его стоимость составит 5000 гривен.

Минимальный размер помощи по беременности и родам незастрахованным лицам увеличится в декабре до 2207,1 гривны.

Вырастет также размер помощи на детей, над которыми установлена опека или попечительство: в декабре он составит от 3558 до 4436 гривен в зависимости от возраста ребенка.

Максимальный размер помощи на детей одиноким матерям также зависит от возраста ребенка. Если, например, в декабре этого года для детей возрастом до шести лет он запланирован в сумме 1626 гривен, то в декабре следующего года – 1779 гривен.

Увеличится размер государственной социальной помощи детям с инвалидностью. А с 1 января 2019 года внедряется новый вид помощи на детей, которым не установлена инвалидность, но они больны тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, врожденными недостатками развития, орфанными (редкими генетическими и инфекционными), онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, детским церебральным параличом, тяжелыми психическими расстройствами, сахарным диабетом I типа, острыми или хроническими заболеваниями почек IV степени, получили тяжелую травму, требующую трансплантации органа, нуждаются в паллиативной помощи. Этот новый вид помощи устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (с 1 января – 1497 гривен, с 1 июля – 1564 гривны, с 1 декабря – 1638 гривен), то есть фактически на уровне минимальной пенсии. 

В 2019 году ежемесячно социальную помощь будут получать около 330 тысяч малообеспеченных семей, в которых воспитываются более 761 тысячи детей. При этом размер помощи на каждого ребенка до 13 лет увеличится на 250 гривен, а от 13 до 18 лет – на 500 гривен.

Выплата одноразового вознаграждения женщинам, которым присвоено почетное звание «Мать-героиня», составит 19 210 гривен (10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц).

На ремонт дороги Запорожье – Мариуполь – миллиард

Проектом закона предусматриваются расходы на улучшение состояния автомобильных дорог. Это те дороги, на которых приходится бывать и мариупольцам: Одесса – Рени, Харьков – Лозовая – Павлоград, Львов – Тернополь – Умань, Белая Церковь – Одесса – Николаев – Херсон, Николаев – Кропивницкий, северный объезд города Ровно.

Но самая близкая, самая выстраданная горожанами «дорога жизни» – это трасса Запорожье – Мариуполь, о необходимости ремонта которой город заявлял на протяжении последних двух с половиной лет на всех уровнях.

Кажется, достучались: проектом бюджета запланирован объем расходов в 1 млрд гривен! Лишь бы только эта хорошая во всех отношениях новость материализовалась в практической плоскости.

Плюс три колледжа и минус субсидии

В перечне учреждений, которые передаются на финансирование местным бюджетам, три колледжа Государственного высшего учебного заведения «Приазовский технический университет»: Мариупольский машиностроительный колледж, Мариупольский колледж и Мариупольский механико-металлургический колледж.

Начиная с 1 января 2019 года расходы на оплату услуг по подготовке специалистов осуществляются из областных бюджетов.

В случае принятия решения городским советом Кабмин сбрасывает учреждения с плеч Госбюджета в коммунальную собственность и расходы возлагаются на городской уровень.

В будущем году в рамках межбюджетных трансфертов объем образовательной субвенции из Государственного в городской бюджет Мариуполя составит около 438 млн гривен – это средства на оплату труда с начислениями педагогическим работникам общеобразовательных учебных заведений. Впервые в субвенции учтены расходы на оплату труда педагогов в связи с разделением классов на группы при изучении отдельных предметов (например, английского языка), инклюзивно-ресурсных центров, общеобразовательных учебных заведений частной формы собственности.

А зарплата воспитателей в детском саду, педагогов внешкольного образования, руководителей кружков по-прежнему лежит на плечах городского бюджета. То есть чтобы ее увеличить в 2019 году, а это неизбежно в связи с ростом минимальной заработной платы, депутатам городского совета придется что-то уменьшить. Что именно? Судя по всему, узнаем в декабре, во время принятия бюджета Мариуполя на 2019 год.

Для нашего города запланирована медицинская субвенция из Государственного бюджета – около 352 млн гривен. С 1 апреля через Национальную службу здоровья Украины будет компенсироваться стоимость лекарственных средств для лечения отдельных заболеваний – порядок определит Кабмин.

А реверсная дотация из городской в государственную казну превысит 97 млн гривен.

В целом по Украине ожидается уменьшение расходов на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг в сравнении с 2018 годом. Это связано с «усовершенствованием порядка» предоставления субсидий.

Выборы на носу

Проектом закона планируются расходы общего фонда Государственного бюджета в объеме 1 949 620 тыс. гривен для обеспечения подготовки и проведения очередных выборов народных депутатов Украины.

Для президентских выборов – 2 354 880 тыс. гривен. То есть в целом – более 4,3 млрд гривен.

Понятно, что собственно гонка уже началась и проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2019 год», как это бывало много раз в истории нашей страны, станет состязательной площадкой для политиков в завоевании симпатий электората. Какой окончательный вид после рассмотрения проекта в Раде в первом и втором чтениях, внесения в него поправок, принятия закона и его подписания Президентом Украины примет главный финансовый план страны? Предстоят не менее чем трехмесячные баталии.

Людмила Кудрина