«Можете уже говорить, что я – артист!»

15 сентября 2017 в 14:40


Сдержанный в жизни, но яркий и темпераментный на сцене, он талантливо сыграл множество театральных ролей

Мастер сцены Сергей Мусиенко служит в Донецком областном драматическом театре уже четверть века. Актер так интересен и убедителен в каждой своей роли, что кажется, любой его герой – будь то Мастер, Дон-Жуан, Хома Брут, князь Потемкин или опер НКВД Павел Дыбенко – все это он, Сергей Мусиенко, который только приоткрывает, в зависимости от образа, разные стороны собственной личности.

Истоки

Сергей по папе украинец, по маме – русский, а родом из Казахстана. На свет появился не где-нибудь, а в Звездном городке на Байконуре. Его отец, военный медик, был не только знаком, но и дружен со многими космонавтами. А с Юрием Гагариным частенько ходил на рыбалку и охоту.

Об этом Сергей знает только по рассказам, поскольку знаменитый городок семья покинула, когда сыну было около двух лет. Поселились на родине отца, в большом поселке Вербовец Черкасской области. Здесь

Сергей с детства слышал истории о гайдамаках, искал спрятанные ими клады и, если повезет, находил старинные сабли. Одинаково увлеченно играл в украинских повстанцев и французских мушкетеров. Совершал с компанией мальчишек ночные «набеги» на конюшни, чтобы покататься на лошадях.

Мечты сбываются

В школьные годы Сергей активно участвовал в различных постановках, выступлениях и конкурсах. Особенно любил цирковой репертуар Юрия Никулина, а в нем – популярный номер с бревном. В репертуаре же самого Мусиенко хватало также места для поэзии и смешных рассказов из коллекции Геннадия Хазанова. Так, склонность к комическому жанру предопределила обстоятельства его первого шумного артистического успеха.

А было это так. К десятому классу у Сергея накопился богатый опыт организации дискотек, которые он оснащал собственноручно изготовленной светомузыкой. Эти дискотеки, как магнит, притягивали молодежь со всей округи. И тогда Сергей решил замахнуться на новый проект – создать при школе вокально-инструментальный ансамбль. Нашел единомышленников – начинающих музыкантов, себе доверил вокал, дело оставалось за инструментами. Парни приняли смелое решение обойтись подручными средствами. Пристроили микрофоны к обычным гитарам. Из школьных барабанчиков собрали ударную установку, палочки для которой Сергей строгал лично.


Накануне 8 Марта все было готово к премьере. В программе – супершлягеры тех лет: «Мечты сбываются», «Позади крутой поворот». Казалось бы, успех гарантирован. Но что-то пошло не так. Первые смешки послышались в зале, как только музыканты вытащили на сцену ударную установку. Веселья прибавилось, когда по ней стал лупить барабанщик с явными признаками отсутствия слуха. «Но когда к поющим гитаристам подключился я, стало понятно, что лучше бы этого не делал! – вспоминает Сергей. – Смеялась вся школа! Вечер юмора получился уникальный!»

Не до смеха

После окончания школы Сергея Мусиенко пригласили работать художественным руководителем Дворца культуры. А уже осенью призвали в армию, причем в десант. «Был рад, что попал именно в морской десант, – хотелось экстрима, с парашюта прыгал – хорошо! – рассказывает Сергей. – Рвался в Афганистан – многие мои одноклассники там служили, но меня отправили в Анголу».

О том периоде он вспоминает скупо. Говорит, что физически было очень тяжело. Из примечательного – ел в Анголе змей. Приходилось, когда после заброски на боевое дежурство заканчивались продукты. Главный вывод после службы: «Войны никому не нужны, разве что политикам, а страдают обычные люди».

После возвращения домой

Сергея от посттравматического синдрома спас театр, вернее интенсивная учеба с утра и до поздней ночи в Днепропетровском театральном училище. А по окончании его Мусиенко был приглашен в Брестский областной русский драматический театр, позже работал в Павлодаре. С 1992 года, вместе с женой переехав на ее родину в Мариуполь, служит на сцене нашего театра. Впрочем, с несколькими перерывами. Причиной тому стал пресловутый жилищный вопрос.

Золотой сезон

Через год работы в Мариуполе Сергею окончательно стало понятно, что театр не сможет помочь с квартирой его молодой семье, которая к тому времени ждала первого ребенка. И Мусиенко, как настоящий мужчина, вместо того чтобы обивать чиновничьи пороги, отправился на золотые прииски в Якутию. Там ему пригодилась профессия тракториста, полученная еще во время учебы в школе. Об актерстве пришлось умолчать, иначе на работу бы его не взяли. О секрете знали лишь двое, а он упорно осваивал бульдозер.

«На второй год работы предложили пойти в механики. Я отказался, но своим ребятам сказал: «Мужики, уже можете говорить, что я артист!» Начальник участка, услышав новость, ошалел: «Не может такого быть! Ты же такой хороший специалист на бульдозере!» Показал коллегам свои театральные фотографии, те удивились и возмутились: «Как тебе не стыдно в таких костюмах выступать?» Но успокоились, а с тех пор за мной так и закрепилось прозвище Артист», – вспоминает Сергей.

Есть что сказать!

У Сергея было три таких сезона работы на приисках, между которыми он играл на сцене. Купил для семьи дом, обустроился, жизнь вошла в обычный ритм. Семья у Мусиенко хорошая, дружная: супруга, работа которой с театром никак не связана, дочь Марина, которая играет с отцом на одной сцене, и сын Даниил, восьмилетним дебютировавший в бенефисном спектакле Сергея «Завещание Дон-Жуана». Эту постановку в 2015-м мастер сцены выбрал к своему 50-летию и не только сыграл в ней главную роль, но и реализовал себя в качестве режиссера-постановщика. До этого у Мусиенко уже был опыт постановки «Дамы-невидимки», а после «Дон-Жуана» – моноспектакль «Гайдамаки» на малой сцене. Сейчас он занят своей новой режиссерской работой – «Сватання на Гончарівці» по пьесе Григория Квитки-Основьяненко. Чувствуется, что Сергей полностью поглощен этим проектом, хотя на пути хватает подводных камней: «Я очень много прошел, никогда не отступаю и ничего не боюсь. У меня железная воля. Мы будем играть, и наш зритель этот спектакль увидит!»

Светлана Кузминская