Мир через объектив

05 апреля 2018 в 17:15

Доцент кафедры украинского языка и литературы МГУ Николай Хорошков рассказал о своем главном хобби, ставшем для него источником вдохновения

По будням – лекции, подготовка учебной программы и научная деятельность, выходные – с фотоаппаратом в руках. Доцент кафедры украинского языка и литературы Мариупольского госуниверситета Николай Хорошков успешно объединяет преподавательскую деятельность и увлечение фотографией.

Между математикой и украинским

Перед поступлением в вуз ходил на подготовительные курсы и по высшей математике, и по украинскому языку. Но в итоге выбрал лингвистику. Тогда специалистов со знанием украинского языка было не так много, и я поступил в МГУ. В то время это была двойная специальность «Филолог украинского и английского языков». После обучения мне предложили работу на кафедре. Я поступил в аспирантуру, а спустя четыре года защитил докторскую.

Обучение не прекращается

Студентам кажется, что преподаватель просто приходит на пары, рассказывает заученную пять лет назад лекцию и идет отдыхать. На самом же деле приходится постоянно учиться. Мир меняется, и знания устаревают с невероятной скоростью. Меняются и подходы в обучении. Огромный пласт знаний открыт для общего пользования, мы можем просто найти в интернете интересующую нас информацию. В связи с этим трансформировалась и роль преподавателя. Он должен научить учиться: искать, анализировать и использовать знания. Студентам нужно понимать, что обычный смартфон может стать мощным инструментом для получения знаний.

Литература переходит в онлайн

С распространением интернета изменилась и литература. Раньше издание нового произведения занимало много времени. От создания рукописи до выхода книги проходил не один год, а то и десятки лет. Сейчас дистанция между писателем и читателем исчезла. Современные авторы просто публикуют свои произведения на сайтах и в социальных сетях, обсуждают их с читателями.

Фотоохота может быть долгой

Фотографирование пейзажей похоже на охоту. Иногда приходится несколько часов сидеть на одном месте, чтобы «поймать» один удачный кадр. А бывает, за целый день он так и не попадется. Два-три хороших снимка за поход – это удача. Приезжая в горы, мы просыпаемся в три часа ночи, чтобы к шести утра уже быть на точке, и ждем. Заранее не угадаешь, потому что всегда есть риск, что небо затянется тучами и сделать красивый снимок рассвета не получится. Везение тоже играет роль.

Конспекты составляли от руки

Я только начинал учебу в университете, и времени на новое увлечение фотографией практически не оставалось. Ксероксов и компьютеров у нас не было, поэтому мы сидели в библиотеке и от руки составляли конспекты. К тому же филология неразрывно связана с чтением. Много читали художественной литературы по программе. Мне нравилась фантастика. Я несколько раз перечитывал Стругацких.

Фотографировать учился сам

После окончания университета я вспомнил о фотографии. Купил первую простенькую цифровую камеру и начал фотографировать все вокруг. Иду смотрю: «О, красиво» – делаю снимок. Прихожу домой – на компьютере выглядит не так, как казалось вживую. Тогда я начал читать книги по искусству фотографии, просматривать форумы, работы других фотографов. Визуальный опыт имеет большое значение. Смотришь чужие снимки, запоминаешь какие-то интересные ракурсы, подходы, технические решения. Я до сих пролистываю по 200-300 фотографий в день.

Меня вдохновляют пейзажи

Фотограф не может быть универсальным. Бывает, знакомые просят поснимать свадьбу. Но я честно объясняю, что не умею фотографировать людей. Уже десять лет снимаю пейзажи. Начиналось все с крымских и карпатских гор. До сих пор стараюсь хотя бы раз год выбраться в Карпаты. Меня спрашивают: «Тебе не надоело снимать одно и то же – горы и горы?» Но каждый раз я вижу эти горы по-разному. У фотографа-пейзажиста многое зависит от погоды. Но мне больше нравятся не просто видовые фотографии, а концептуальные, передающие эмоции, настроение, какую-то идею автора. В поисках новых кадров я путешествую по разным странам. Одно из моих любимых мест – Доломитовые Альпы, и каждый раз я привожу оттуда совершенно разные снимки.

Обучение на практике

Теоретические знания основ композиции и технических настроек фотоаппарата лишь малая часть мастерства фотографа. Важна практика. Со временем вырабатывается индивидуальный почерк, меняется видение. Когда я смотрю на свои фотографии десятилетней давности, удивляюсь: «Кто это снял? Нужно удалить и никому не показывать». Фотограф должен быть готовым к критике, особенно на первых этапах. Порой негативные отзывы и комментарии полезнее похвалы. Они заставляют посмотреть на свою работу по-другому.

Татьяна Мацкова