Мариупольский ледокол готов к зимней вахте

10 декабря 2009 в 00:00

Единственному в Украине ледоколу "Капитан Белоусов", принадлежащему Мариупольскому морскому торговому порту, в конце декабря исполнится 55 лет. Руководство порта пошло на рискованный шаг и за счет собственных средств предприятия сделало царский подарок старичку украинского торгового флота. "Боевой" флагман порта честно его заслужил своим неустанным многолетним трудом. Ивот к юбилею произведена реновация дизель-электрохода судна - установлены шесть новых дизельных двигателей. Во вторник успешно завершены технические испытания и совершен первый испытательный рейс.

Здесь стоит объяснить читателю, в чем, собственно, риск вложения заработанных трудовым коллективом средств и почему специалисты считают подобное решение менеджмента порта выдающимся событием.

Во всем мире закупку ледоколов осуществляет государство, для чего выделяются соответствующие инвестиции. Поскольку имидж государства зависит от того, как в ледовую кампанию его порты встречают суда торговых партнеров. Хотя речь, в общем-то, идет о торговле и коммерческих проектах, приносящих доход различным фирмам. Однако правительства всех морских держав понимают, что если лед закует морские ворота, то парализована будет чуть ли не вся транспортная система государства.

Ледокол "Капитан Белоусов" каждую ледовую кампанию (в зависимости от ее продолжительности) осуществляет проводку от 300 до 600 судов по Азовскому морю до Керченского пролива и обратно. В последние годы механизмы ледокола не выдавали паспорт­ной мощности, что создавало трудности в борьбе с ледовым панцирем. Кроме того, особенности Азовского моря, его течений и ветров, когда судоходный канал забивается мелкими льдинами практически до дна, требуют усиленной мощности не только ледокола, но и буксиров ледового класса.

В Украине все годы независимости шла полемика о необходимости покупки новых ледоколов или, в крайнем случае, приобретении бывших в эксплуатации. Ориентировочная стоимость последнего варианта составляет от 6 до 12 миллионов евро. Понятно, что денег так и не нашлось. В стране обошлись выпуском в 2004 году памятной монеты номиналом пять гривень «Ледокол “Капитан Белоусов"» количеством 30 тысяч штук. А вот протокол о том, что реновация будет произведена самим портом, подписан был в 2008 году.

В реновацию вложено более 67 миллионов гривень. Монтаж шести новых дизель-генераторов фирмы "Caterpillar" производили работники СРЗ и голландской фирмы.

Капитан ледокола Александр Шуляк, встречающий 16-ю ледовую навигацию, остался доволен работой всех механизмов:

- Мы успешно прошли по судоходному каналу до отметки 17-й километр. Испытали работу двигателей на всех реверсах. Я очень доволен и действиями экипажа, и проведенной реновацией. В дальнейших наших планах - навести полный порядок на судне, подготовить камбуз. А после окончания ледовой кампании будем заниматься ремонтом палуб и внутренних помещений.

- Ледокол "Капитан Белоусов" в нынешнем состоянии прослужит еще лет двадцать, - считает заместитель председателя государственной администрации морского и речного транспорта Виктор Сударев. - Своевременное и смелое решение руководство мариупольского порта о выделении собственных средств предприятия для реновации ледокола вернуло зимней навигации Азовского региона полномасштабный характер. Новое судно подобного класса ни одно предприятие мира купить не в состоянии. Хотя в настоящее время уже требуются суда универсального класса, с вертолетной площадкой. На его базе можно организовать штаб, который справится с любыми задачами по преодолению внештатных ситуаций в любое время года, по проведению аварийно-спасательных работ, по проводке караванов судов и обеспечению безопасности.