Мариуполь будет развиваться в западном направлении, хотя восточное – предпочтительнее

13 февраля 2018 в 13:30

Главный архитектор города о перспективах строительства транспортного хаба и планах по переносу железной дороги

Как может измениться Мариуполь в случае корректировки генерального плана города? Когда из центра исчезнут уродливые МАФы и билборды? Какова судьба недостроев и зданий, представляющих историческую ценность? На эти и другие вопросы ответил главный архитектор Мариуполя Александр Каверин в эксклюзивном интервью для «Ильичевец. Город».

Спасибо стройотрядам 

– Александр Аркадьевич, расскажите о том, как вы, архитектор с большим опытом работы, коренной дончанин, пришли к решению возглавить главное управление градостроительства и архитектуры в Мариуполе?

– Покинуть родной Донецк вынудил вооруженный конфликт. Война подошла к нам вплотную, из-за обстрелов начали вылетать окна в моем доме и в доме моего сына. Наша семья уехала, бросив все, что у нас было в Донецке. Какое-то время я жил в Бердянске, Киеве. В конце 2016 года принял предложение стать главным архитектором Мариуполя.

– Какие архитектурные объекты были построены по вашим проектам?

– В основном это общественные объекты и жилье. Мы проектировали жилые дома для Красногоровки, Авдеевки, Енакиево, Тореза, Марьинки, а также магазины, церкви, торговые комплексы, индивидуальные и многоэтажные жилые дома. Последняя моя работа в Донецке – девятиэтажная гостиница «Европа» с рестораном на четыре этажа к Евро-2012. Сейчас больше занимаюсь административной деятельностью.

Для меня хорошей школой стали стройотряды. Так что я не только архитектор, но и строитель, на стройке могу делать все – от начала до конца. Проектировал дом для себя, но так и не построил – помешала война.

Грандиозные планы

– Что бы вы хотели привнести в архитектуру нашего города, чтобы он стал краше?

– Мариуполь очень интересный приморский город, одновременно промышленный и курортный. Здесь неограниченный простор для творчества. Лицо Мариуполя – это исторические здания, вопрос их спасения и реконструкции требует особого внимания. Кроме того, следует развивать современную архитектуру. Чтобы город заиграл новыми красками, стал жемчужиной у моря, нужно сделать многое. Прежде всего это касается внешнего вида домов – фасады нужно отремонтировать, покрасить, придать им современный вид и индивидуальность. Мариуполь меня потряс широкими проспектами и улицами – это как раз то, чего не хватает Донецку. Только их надо привести в порядок.

– В скором времени будет презентован проект обновленного генерального плана Мариуполя. Какие кардинальные изменения в нем произойдут?

– Одно из ключевых изменений коснется железной дороги. В Мариуполе она проходит вдоль берега моря. Мы хотим убрать железнодорожные пути подальше от побережья и пустить их с западной стороны, таким образом, расширим прибрежную зону для людей.

Второе новшество – строительство транспортного хаба (пересадочный, перегрузочный узел), включающего аэропорт, железнодорожный вокзал и автовокзалы, расстояние между всеми этими объектами будет минимальным. Реализация этих масштабных проектов может занять не одно десятилетие.

Пока на Востоке Украины вооруженный конфликт, Мариуполь может развиваться в западном направлении, хотя более предпочтительным является восточное. Изменится ситуация на востоке – будем смотреть, как двигаться дальше.

Хочется, чтобы Мариуполь максимально пользовался преимуществами своего местоположения. Город может повышать свою привлекательность как логистический и туристический центр.

Фото Анжелики Романовой: Большие перемены. Александр Каверин убежден: чтобы город заиграл новыми красками, стал жемчужиной у моря, нужно сделать многое.

– Депутаты горсовета и общественники в последнее время поднимают вопрос пересмотра границ санитарных зон в сторону уменьшения, ссылаясь на изменения требований украинского законодательства. Таким образом удастся расширить зоны жилой застройки.

– Границы санитарных зон проходят в соответствии с законодательством. В проекте обновленного генплана они останутся без изменений.

– Как обстоит дело с перспективой строительства кольцевой дороги вокруг Мариуполя и подземного перехода в районе магазина «1000 мелочей», а также переноса трамвайного кольца на улице Казанцева?

– Вопрос кольцевой дороги не снимается. Строительство подземного перехода на пересечении проспектов Строителей и Мира пока решили отложить, так как на реализацию проекта сейчас нет денег. Там проходит множество инженерных коммуникаций, перенести их будет сложно.

А вот единственный в Мариуполе подземный переход у Греческой площади отремонтируем с учетом обустройства элементов доступности для людей с инвалидностью: сейчас разрабатываются соответствующие проектные предложения.

Трамвайное кольцо на улице Казанцева планируем перенести чуть ближе к улице Митрополитской, проект уже разработан. Высвобожденную территорию необходимо расчистить и привести в нормальное состояние.

Ведем переговоры с руководством Центрального рынка. Я вижу его немного по-другому – это должно быть большое современное здание по типу «ПортCity», где на первом этаже реализуют товар с машин, а на втором и третьем – торговые и развлекательные отделы.

Сохранить и достроить

– Что вы намерены предпринимать для спасения разрушающихся исторических зданий?

– К 240-летию Мариуполя мы выполним реконструкцию вокруг Театральной площади, включающую ремонт и благоустройство фасадов нескольких зданий и дорог, а также озеленение. Финансирование выделяет городской бюджет, параллельно привлекаются средства различных фондов. Такими работами в перспективе планируем охватить весь город, а не только центр, правда на это нужно время и деньги.

Через ProZorro мы определим разработчика историко-архитектурного опорного плана исторического центра Мариуполя и зданий с наибольшей архитектурной ценностью. В городе порядка 180 строений имеют историческое значение. Историко-архитектурный план, который разрабатывался более 25 лет назад, несколько устарел. Некоторые здания мы потеряли, некоторые – в ужасном состоянии, прежде всего это дом с грифонами, синагога, но их все еще можно восстановить. Часть исторических строений находится в частной собственности, и здесь необходимо плотно работать с их собственниками, чтобы они также включались в процесс восстановления своей недвижимости.

С мечтой о Донецке

Самый любимый город – родной Донецк.

Учился: Донецкий строительный техникум, Макеевский инженерно-строительный институт.

Трудовой стаж– более 37 лет. Стал главным архитектором Мариуполя в ноябре 2016 года.

Проект, которым больше всего гордится: гостиница «Европа» в Донецке.

Мечта: возврат временно неподконтрольных территорий Донбасса.

Любимые книги: «Три товарища» и «Черный обелиск» (Эрих Мария Ремарк).

Увлечения: проектирование, рисование, рыбалка, путешествие за рулем автомобиля, творчество Владимира Высоцкого.

Семейная династия: один сын – дизайнер, другой – архитектор.

– Какова дальнейшая судьба недостроенных высоток в Левобережном районе? И как, на ваш взгляд, решить проблему заброшенных зданий, которые отнюдь не украшают город?

– Некоторые высотки в центре и на Левом берегу уже невозможно восстановить – их надо демонтировать: они в аварийном состоянии. Есть недострои, которые можно завершить, в их числе здание под размещение торгового центра на выезде в сторону Мелекино, с собственниками которого мы работаем, а также «замороженная стройка» по проспекту Строителей, напротив кинотеатра «Савона».

Городская власть ведет переговоры относительно недостроенных многоэтажек в Левобережном районе, прорабатываются различные варианты, в том числе выкуп у собственников. Сложности вызваны отсутствием инженерных сетей.

Если говорить о заброшенных домах, то тут есть два варианта: либо выкупить, при условии что удастся найти хозяина, либо отсудить, но нужно быть готовым, что этот процесс будет сложным и займет несколько лет.

– Перед вами стоит задача расчистить центральные улицы от МАФов и билбордов. Как вы оцениваете эффект от проведенной в этом направлении работы?

– Действительно, стоит задача убрать МАФы с проспекта Мира от здания бывшего ДОСААФа до магазина «1000 мелочей», и эту работу мы проводим. Но если у владельца МАФа есть документ о праве собственности и объект имеет статус капитального сооружения, вопрос демонтажа можно решить только через суд.

Вместе с инспекцией по благоустройству мы проделали большую работу по демонтажу билбордов, в прошлом году убрали порядка 140, многое еще предстоит сделать. Основная масса билбордов на проспекте Мира исчезнет в этом году, за исключением тех, в отношении которых еще будет действовать срок аренды. Мариуполь в этом плане меняется к лучшему.

Юлия Франжева