Логистический центр не стал панацеей

05 ноября 2015 в 00:00

Перенос контрольного пункта въезда-выезда (КПВВ) из Бугаса в Новотроицкое с вдвое большей пропускной способностью вкупе с открытием логистического центра, где жители временно неподконтрольных Украине территорий могут совершать покупки, не пересекая условную линию разграничения, все равно не устранило проблему больших очередей.

Нужны новые пропускные пункты

Насколько остро стоит вопрос многочасового ожидания на КПВВ и почему строительство логистического центра на данный момент не оправдывает возлагаемых на него надежд? В поисках ответов на эти вопросы мы отправились вверх по донецкой трассе, до границы с буферной зоной.

Несколько сотен машин выстроились в очередь к КПВВ «Новотроицкое» в обоих направлениях.

Из тех, кто ежедневно пересекает условную линию разграничения, около 80% транспортных средств зарегистрированы на территории, которая теперь относится к временно неподконтрольной.

Водители отмечают, что в последнее время поток людей и авто ощутимо увеличился, ожидание может затянуться до пяти, а иногда и до семи часов. Особенно тяжело приходится старикам, детям, инвалидам. Они выстраиваются в так называемую льготную очередь, что дает им возможность быстрее пройти проверку. Например, Наталья вместе с двумя дочками добирается из Макеевки в Волноваху около 10 часов, говорит, что в Артемовске приходится долго выстаивать очередь, детям дорога дается очень тяжело.

Не обходится без курьезов: как рассказывают пограничники, в одной из машин, стоявшей в «льготной» очереди с табличкой «Дети», оказалось трое взрослых мужчин, которые, по всей видимости, рассчитывали таким вот немудреным способом выиграть время.

В целом же перенос КПВВ в Новотроицкое положительно сказался на динамике обслуживания: в Бугасе приходилось дожидаться очереди более суток и устраивать ночлег прямо в машине. Пожелание от очередников к военно-гражданской администрации области – открыть новые пропускные пункты или хотя бы возобновить работу прежних. Кстати, в этот же день, 3 ноября, открылся КПВВ «Курахово» и КПВВ «Георгиевка», что, по словам пресс-секретаря Донецкого пограничного отряда Светланы Савчук несколько снизит поток людей здесь: «В среднем за неделю КПВВ «Новотроицкое» пересекает около 19 тыс. транспортных средств и 48 тыс. человек. На въездном и выездном направлениях предусмотрено по пять полос движения, три из них для автомобильного сообщения, по одной – для грузового транспорта и для пешеходов. Если наблюдается скопление транспортных средств, пограничники задействуют дополнительные силы и средства».

Увеличение потока людей объясняется несколькими причинами. Многие направляются домой за теплыми вещами. Кроме того, накануне выборов кто-то пустил слух, что на этот период не будут пропускать на подконтрольную Украине территорию. Возник ажиотаж, который совпал с ротацией пограничников: новички без соответствующего опыта работали не так быстро, как их предшественники. Проживающие на временно неподконтрольной территории пересекают условную границу, чтобы оформить или получить социальную помощь. Появлению очередей способствует и упрощенный порядок оформления пропусков.

Подобные неудобства – вынужденный шаг ради безопасности и пресечения контрабанды. Недавно здесь выявили оружие и боеприпасы, задержали четыре машины с мясопродукцией на сумму более 35 тыс. грн – без каких-либо документов. Много контрабанды ловят и на объездных дорогах.

Автор этих строк стала свидетелем того, как пограничники обнаружили тайник под задним сиденьем легковушки – там было спрятано несколько пар новых сапог, точно такой же товар был найден под капотом. Судя по объяснениям контрабандиста, он выполнял просьбу своей «хорошей знакомой», которая занимается реализацией обуви. Теперь ему грозит административная ответственность, а нелегальный товар был конфискован.

Кому война, а кому мать родна

Всеобщее внимание привлек возмущенный крик людей, стоявших на КПВВ в ожидании автобуса. Причиной всему была непомерная плата: 15 грн с человека за провоз от контрольного пункта до нулевого блокпоста, обратная дорога – столько же.

Рентабельность – сумасшедшая, с учетом того, что длина маршрута не превышает 3-4 км. Еще больший шок вызвал тот факт, что с обездоленных жителей драла три шкуры не какая-нибудь «шарашкина контора», а Краматорское коммунальное ­предприятие!

Еще вчера людей на этом же маршруте возили за две с лишним гривны, возразили пограничники и задали водителю резонные вопросы: есть ли документы с указанием стоимости проезда, выдаются ли талоны пассажирам? Водитель нервно перебирал кипы бумажек, но так и не смог ничего предъявить, талоны пассажирам он также не выдавал. Тогда работники Донецкого погранотряда попросили его связаться со своим начальством и решить вопрос о снижении цены проезда хотя бы до 5 грн, при этом заверили, что наживаться на чужой беде не дадут. В противном случае пообещали, что автобус не сдвинется с места, а разбирательством по факту явного завышения стоимости услуги будет заниматься государственная фискальная служба. В итоге перевозчик поумерил аппетиты: цену проезда на радость людям удалось сбить втрое!

Воссоединение семьи

На глазах у журналистов разыгралась еще одна драма: Игоря Нестеренко вместе с несовершеннолетней дочкой не пропустили в Донецк. Эта ситуация застала семью врасплох, девочка испугалась и расплакалась.

Для того чтобы перевезти несовершеннолетнего через линию разграничения, необходимо согласие обоих родителей – либо устное, либо письменное, нотариально заверенное. Но Игорь об этом не знал, когда они с дочкой выезжали в Очеретино через Верхнеторецкое. Никто, по его словам, не просил предъявить вышеупомянутый документ, да и заверенная на неподконтрольной территории бумага разве может быть легитимной на территории Укра­ины? В итоге пришлось просить дежуривших на нулевом блокпосту украинских военных пропустить маму девочки в первоочередном порядке. После успешно разрешившейся ситуации семья наконец-то воссоединилась и отправилась домой.

Продавцов мало, покупателей еще меньше

Посещение недавно открывшегося логистического центра вызывает если не полное разочарование, то, по крайней мере, недоумение. На огромнейшей территории, засыпанной гравием, скромно ютится с десяток торговых точек. Причем для продажи товаров не предусмотрено никаких стационарных помещений или хотя бы контейнеров – от ледяного пронизывающего насквозь степного ветра реализаторы укрываются в маленьких торговых палаточках из тонкой ткани. Неподалеку расположена аптека с большим ассортиментом медикаментов и отделение Ощадбанка, но и здесь во время нашего визита коридорами гулял разве что сквозняк. Заметное оживление наблюдается в дни перечисления пенсий и соцвыплат.

Когда покупателей нет на горизонте, а такие «антракты» в работе случаются часто, реализаторы отогреваются под большим тентом-шатром для летнего кафе. Свободное время коротают за беседами. Вот только с журналистами многим из них разговаривать строго-настрого запрещено – под угрозой увольнения.

Из удобств – деревянные туалеты на улице, санузлов с водопровод­ной водой днем с огнем не сыскать. Помнится, здесь обещали создать инфраструктуру как на обычных ­рынках – с торговыми павильонами, водопроводом и канализацией. Но обещанного, как говорится, три года ждут.

Что касается ассортимента товара, то он крайне скудный. Есть мясо, рыба, мясные, молочные и кондитерские изделия, бакалея и бытовая химия, то есть самое необходимое и в крайне ограниченных коли­чествах.

Здесь можно купить курятину по приемлемым ценам: так, голень стоит 32 грн, цыплята по 32 грн, куриные тушки – по 37. «Продаю товар даже дешевле, чем в Волновахе, жители Донецка, когда сюда приезжают, поражаются нашим ценам – у них кило сала стоит 170 грн, а мясо – от 250 грн!» – рассказывает одна из продавщиц.

Небольшие пачки чая можно приобрести по цене от 13 грн. За кило печенья просят 39 грн, вафли продают по 55 грн, гречку и рис соответственно по 27 грн и 21 грн, за колбасу придется отдать от 70 до 100 грн за кг, стоимость масла колеблется от 19 до 45 грн за упаковку, плавленый сырок – от 2,2 грн до 6,5 грн за штуку.

Из овощей в продаже лишь помидоры по 20 грн, из фруктов – яблоки по 14 грн и бананы по 35. «Люди ­берут товар, так как на оккупированной территории цена примерно вдвое дороже, – заверяет реализатор и добавляет: – Спекулировать нет резона, покупателей и так нет, нам бы это продать».

Импортные стиральные порошки, пользующиеся среди товаров бытовой химии наибольшим спросом, продаются по вполне приемлемой цене от 16 до 20 грн за полукилограммовую пачку.

Казалось бы, при таких относительно демократических расценках (если сравнивать со стоимостью аналогичных товаров на временно неподконтрольных территориях) здесь должна выстроиться очередь. Но не тут-то было.

Продавцы считают, что причина низкой посещаемости логистического центра в том, что на нулевом блокпосту людям якобы не дают талончики для проезда. Кстати, сами пограничники эти обвинения отрицают, говорят, что дают талоны на проезд в логистический центр всем желающим. Однако взять можно только один талон и ехать либо за покупками в логистический центр, либо на КПВВ. Большинство выбирают последнее: в конце концов, лучше отовариться в ближайшем населенном пункте, там хоть какой-то выбор есть.

В этой связи возникает вопрос к Донецкой ОГА, которая курирует деятельность логистических центров: почему, казалось бы, хороший и нужный проект в Новотроицком гибнет на корню, отчего число во­влеченных в него предпринимателей ничтожно мало? И как власть планирует развивать данное направление, получившее широкую огласку? Если, конечно, планирует.

Лед тронулся

3 ноября на Донетчине после многомесячного перерыва в пределах транспортного коридора Донецк – Курахово возобновили работу контрольные пункты въезда-выезда «Курахово» и «Георгиевка». Глава Донецкой ОГА Павел Жебривский проинспектировал пропускные возможности КПВВ и мог сам убедиться: мощности пропускных пунктов, увы, недостаточны. По его словам, решение о возобновлении работы этих КПВВ было продиктовано необходимостью разгрузить пассажиропоток на действующих пунктах пропуска, ослабить социальное напряжение.

В то же время Донецкая ОГА вместе с Пограничной службой Украины работают над задачей вывести из «серой зоны» города Марьинку, Красногоровку и Константиновку. Для этого уже через месяц КПВВ планируют объединить и перевести ближе к линии разграничения, модернизировав и расширив пропускные возможности для осуществления всех приграничных таможенных функций. Коснулся Павел Жебривский и вопроса противодействия коррупции на блокпостах, пообещав, что все выявленные факты станут предметом рассмотрения созданного при Донецкой ОГА Антикоррупционного штаба. «Ко мне было много обращений, выяснилось, что местные бандиты собирали мзду с людей, чтобы пропустить до нулевого километра вне очереди. Туда не имеют возможности зайти ни пограничники, ни Вооруженные силы Украины, поэтому фактически со стороны боевиков распространялась дискредитация украинских силовиков», – отметил он. КПВВ «Курахово» и «Георгиевка» будут работать с учетом требований временного порядка – в зимнее время с 7:00 до 17:00. По словам пограничников, пропускная способность в сутки – около 10 тысяч человек.

Вердикт общественников

«Спустя месяц после открытия логистический центр в районе Новотроицкого практически безлюден, здесь работают всего несколько предпринимателей», – сообщила общественная организация «Фундация.101», по данным которой на тот момент здесь работало всего два предпринимателя, а ассортимент товаров был критически мал.

«Количество бесплатных туалетов недостаточное, что дает возможность для спекуляций со стороны предпринимателей, которые разместили платные туалеты», – отмечается в отчете.