Логичные маршруты

04 октября 2018 в 18:49

Специалисты и жители города обсудили, как оптимизировать работу общественного транспорта

В последние годы в городе активно развивается транспортная инфраструктура, приобретаются коммунальные троллейбусы, автобусы, трамваи, на основных улицах появились электронные табло с расписанием движения. Тем не менее проблемы с логистикой остаются, транспорта все еще не хватает, центральные улицы и проспекты загружены, в отличие от отдаленных районов. Городские власти задумались, как в такой ситуации правильно организовать работу транспортной системы, как спланировать маршруты, чтобы максимально эффективно и рационально использовать имеющийся ресурс, найти разумный баланс между экономикой транспортного предприятия и комфортом для пассажиров.

Новую транспортную модель для нашего города разработала компания «А+С Украина», ее презентовали в августе этого года, предложив всем желающим внести свои предложения и замечания. На минувшей неделе в Фонде развития Мариуполя был организован воркшоп (рабочая мастерская) по оптимизации маршрутов общественного транспорта.

В воркшопе приняли участие разработчики из компании «А+С Украина», представители городской власти, профильного департамента, общественники и жители города.

Осмысленные перспективы

Формирование транспортной системы является одним из основных направлений Стратегии развития Мариуполя 2021.

«Чтобы приобрести достаточное количество транспорта, мы обратились к международным финансовым организациям по вопросу выделения кредитов на закупку более 120 единиц автобусов и троллейбусов, реконструкции депо и контактной сети. Документальное оформление договоров подходит к финальной стадии, думаю, к концу года мы сможем получить средства и завершить тендерные процедуры. На встречах с финансовыми организациями по поводу кредитования ставились вопросы: насколько город умеет управлять транспортом, может ли правильно планировать маршруты? Мы столкнулись с тем, что в Мариуполе современных инструментов планирования не существовало. Транспортная модель, которую разработали для нашего города, – это специализированный софт, позволяющий моделировать транспортные ситуации, осмысленно оптимизировать действующие маршруты или вводить новые», – отметил директор департамента транспорта и связи Мариупольского горсовета Василий Клат.

Специалисты компании «А+С Украина» провели анализ существующей транспортной сети и предложили варианты оптимизации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Максимум одна пересадка

Руководитель компании «А+С Украина» Дмитрий Беспалов отметил, что ворк­шоп дает возможность всем желающим участвовать в принятии решений.

«Транспортная сеть в Мариуполе неэффективна, пробег – большой, центральные магистрали перегружены, а на удаленных участках общественного транспорта не хватает. Все потому, что частники заинтересованы ездить там, где много пассажиров. Выход из ситуации есть: например, в некоторых городах с  частными перевозчиками заключают договор на километраж, и тогда частник получает деньги за услугу вне зависимости от того, сколько пассажиров провозит, и это решает проблему», – говорит Дмитрий Беспалов.

Как отмечают разработчики, маршруты, которыми можно добраться из одной в другую точку города без пересадок, себя изжили. Рациональная сеть делает необходимыми пересадки. Но в нынешних условиях для пассажиров это крайне неудобно: платить придется вдвое больше, да и поездка с пересадками может занять много времени. Проблему можно решить путем введения единого электронного билета и разработав удобное расписание движения, что позволило бы не переплачивать за поездку и сократить до минимума время ожидания.


Представитель компании-разработчика Станислав Свичинский подробно рассказал о планах оптимизации работы общественного транспорта в Мариуполе. По его словам, за основу взяли действующую транспортную модель города, проанализировали ее и с учетом поступивших предложений от общественности внесут коррективы.

Предложения касались в основном повышения доступности общественного транспорта, создания новых маршрутов, а также изменения трасс существующих маршрутов.

«Главный принцип предлагаемой транспортной модели: пассажир общественного транспорта должен иметь возможность добираться из одного района города в другой не более чем с одной пересадкой. Трассы маршрутов следует приближать к прямой линии между районами, которые они будут объединять», – сказал Станислав Свичинский.

Уменьшить нагрузку на транспортную сеть

Предлагаемые изменения можно разделить на три основные группы: исключение маршрутов из системы общественного транспорта; сохранение трасс маршрутов в неизменном виде, но с возможным изменением подвижного состава; создание новых маршрутов и изменение трасс существующих.

Специалисты предлагают организовать на некоторых маршрутах массовые скоростные перевозки за счет сокращения числа остановок: экспресс-режим позволит увеличить скорость и снизить время поездки, но не в ущерб безопасности.

Разработчики предлагают Мариуполю рациональный, по их мнению, вариант маршрутной сети общественного транспорта, который позволит ощутимо сократить количество транспортных средств на маршрутах, уменьшить их пробег, а значит, и нагрузку на транспортную сеть и окружающую среду.

От общественности поступило много дельных предложений. Например, Дмитрий Забавин отметил, что на 24-м маршруте десяти единиц транспорта недостаточно, Левобережный район густонаселен и в семь утра уехать с проспекта Победы очень сложно. Не согласен он и с исключением 112 маршрута, и изменением движения 110 маршрута, конечную остановку которого предлагают перенести с 17 микрорайона на Западный. А ведь в этом густонаселенном районе сосредоточены и крупное областное лечебное учреждение, и детские сады, и школы, и рынок.

«Хотелось бы, чтобы в расписании указывали прибытие транспорта, оборудованного элементами доступности, это очень важно», – отметил Дмитрий Забавин.

Общественница Кристина Черкез обратила внимание на недостаток транспорта на Новоселовке.

В департаменте транспорта и связи пока не дают финальной оценки предложенной транспортной модели, говорят, что выводы сделают после того, как детально ее изучат. Решение об изменении трасс маршрутов будет приниматься исполкомом Мариупольского горсовета.

Юлия Франжева