Коммунальный транспорт vs частный перевозчик

Начальник департамента транспорта и связи Мариупольского городского совета Василий Клат о развитии транспортной системы города

08 ноября в 18:27
– Василий Иванович, вам «повезло» курировать одно из самых непростых направлений – транспорт. Еще пару лет назад ситуация с коммунальным транспортом была печальная, сегодня мы видим иную картину, хочется узнать – что дальше?

– Мы работаем в рамках Стратегии развития Мариуполя-2021. Поддерживаем все три направления: и трамваи, и автобусы, и троллейбусы. Чтобы определить, какой вид коммунального транспорта надо развивать в первую очередь, а от какого, например, отказаться совсем, нужно иметь четкое представление о пассажиропотоке, схемах движения и так далее. Исследовать это своими силами невозможно. Нужна квалифицированная экспертиза, которую украинские институты не могут предоставить. В Европе давно есть современные методы исследования и просчета транспортной логистики. У нас возможно только глобальное изучение пассажиропотока. Это значит, что в каждый автобус, трамвай и троллейбус сажают человека, который считает количество пассажиров. Для такого исследования нужно очень много времени и людей. Мы проводили это исследование с помощью студентов ПГТУ. Они три месяца считали пассажиров в десяти трамваях, а представьте – изучать так все маршруты на всех видах транспорта! Плюс ко всему большой риск погрешности. Транспортной логистикой нельзя заниматься наобум. Чтобы пересмотреть схемы движения и представить картину целиком, мы хотим заручиться поддержкой зарубежных экспертов. Пока мы просто работаем с сетью, созданной 40 лет назад, и поддерживаем то, что есть.

– В каком состоянии сейчас парк МТТУ?

– Когда я только возглавил департамент, увидел, что мариупольский коммунальный транспорт в ужасном состоянии: больше половины машин нужно списывать, а парк МТТУ расширять за счет новых. Последнее пополнение транспортного состава было в 2010-2012 годах, да и то незначительное. За 40 лет работы город ни разу глобально не обновлял парк МТТУ, хотя он значительно обед­нел. Если в 90-е годы на рейс выходило 150 троллейбусов, то сейчас 36. И это с учетом последних приобретений. На сегодняшний день на линию выходит 36 троллейбусов, 53 трамвая, 17 автобусов «МАЗ» и 12 автобусов «ПАЗ». То есть 118 единиц транспорта. Мы планируем расширить парк МТТУ к 2021 году вдвое.

– Насколько уже успели пополнить парк Мариупольского трамвайно-троллейбусного управления? Какие закупки в ближайшей перспективе?

– В 2016 году мы получили новый трамвай К1М с низкой посадкой, а в этом году вошли в историю 40 пражских трамваев Tatra-T3. Еще десять муниципалитет Праги пообещал нам в подарок. Два из них уже в городе, еще восемь ожидаем в декабре-январе. Правда, их надо будет довести до ума. Поскольку это подарок, ремонт предстоит делать за счет города. Троллейбусов в прошлом году закупили 17. В этом планировали докупить столько же, но получилось только семь. А вот по автобусам план даже перевыполнен: в прошлом году 15, а в этом собирались приобрести 12, а получилось 14 за те же деньги. Последние еще находятся на изготовлении, на заводе «МАЗ» в Беларуси, но в конце декабря уже ожидаем поставку. Сейчас мы подписали договор с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на получение кредита в размере 10 миллионов евро на закупку еще 60 троллейбусов. Ведутся переговоры и с другим европейским банком на выделение аналогичной суммы на покупку 60 коммунальных автобусов.

– Многие годы проблема №1 в Мариуполе – весь частный транспорт хочет ездить только по центральным проспектам, а окраинные маршруты обслуживать некому, перевозчики говорят – нерентабельно. Но люди-то живут и на Волонтеровке, и на Черемушках, и на Восточном. На какие маршруты будет направлен новый коммунальный транспорт?

– Сейчас продлеваем контактную сеть по улице Куприна, чтобы пустить троллейбус к торгово-развлекательному центру «ПортСity». Другие новые маршруты разрабатывать не будем, пока не исследуем ситуацию и не составим план. Основания: проблема не в контактной сети, а в количестве троллейбусов. Сейчас на первом трамвайном и втором троллейбусном маршрутах по одной транспортной единице на рейсе, на некоторых по две. Плохо развито приморское направление. Есть контактная сеть и по проспектам Строителей и Нахимова, а троллейбусов крайне мало, надо усиливать эти маршруты. Жалуются горожане на нехватку автобусов на 25-м маршруте. Недовольны отсутствием коммунального транспорта и жители поселков. При отсутствии конкуренции дисциплина частных перевозчиков начинает хромать. Когда купим следующие 14 автобусов, хотим пустить их в микрорайоны Черемушки и Курчатово.

– Может ли коммунальный транспорт конкурировать с частным?

– По количеству транспортных единиц – нет. Сравните 118 единиц коммунального транспорта против 220-230 частных маршруток. Если говорить о качестве, то коммунальные «МАЗы» комфортнее «Богданов».

– Как реагируют перевозчики на изменения в городской транспортной системе?

– По-разному. Стоит разделять автотранспортные предприятия и частных предпринимателей, у которых иногда по одному-два автобуса. Некоторые стараются развивать транспорт, другие закрывают бизнес и продают маршрутки. Так, в этом году продано 40 автобусов. Предприниматели видят, что прибыли становится меньше, а контроля со стороны городских властей больше. Не все хотят так работать. Некоторые даже не планируют капитальные ремонты машин, а дорабатывают, пока старенькие «Богданы» не выйдут из строя. Цена нового «Богдана» на рынке близится к двум миллионам гривен. Постоянно дорожает топливо и запасные части. Водители тоже требуют повышения зарплаты. Водители МТТУ с учетом недавнего повышения получают семь-восемь тысяч, но не все согласны на такую зарплату. Например, в Киеве водители не соглашаются на зарплату меньше 20 тысяч гривен. Многие уезжают работать в Европу. У нас сейчас острая нехватка кадров. Есть сознательные перевозчики. Несмотря на возмущения общественников, в последнее время многое делается: капитальные ремонты, перетяжки сидений, утепление салонов и так далее.

– Ждать ли нового повышения платы за проезд?

– Будем смотреть по ситуации и следить за динамикой инфляции. Поймите, что цены на топливо и запчасти изменяются в соответствии с курсом доллара, а стоимость проезда – нет. Раньше четыре гривны составляло полдоллара, а сейчас 50 центов – это где-то 13,5 гривны. А проезд поднялся лишь до шести гривен. Перевозчиков становится все меньше, мы должны их поддерживать. Коммунального транспорта пока слишком мало, чтобы рассчитывать только на него.

Новому Мариуполю – современную инфраструктуру

Смарт-остановок с электронными табло становится больше

Мариупольский городской совет не только закупает новый транспорт, но и старается идти в ногу со временем в развитии инфраструктуры. Так, на улицах города уже начали появляться современные остановки с электронными табло. Пока их четыре: два в центре, два в районе заводоуправления «Азовстали». В этом году планируется закупить еще 23 табло. Из них пять уже ждут настройки в Мариуполе.

Еще одна гордость транспортников – система электронного билета с помощью QR-кодов и приложения «Приват24». Wi-Fi есть только в новых трамваях и троллейбусах, да и то ловит не везде, поэтому, чтобы купить билет с помощью смартфона, нужно иметь специальное приложение и мобильный Интернет.

Конечно, наклейки с QR-кодами не сравнятся по удобству с полноценной системой электронного билета, но и по стоимости их не соизмерить. Сейчас Киев объявил тендер на 400 миллионов гривен на внедрение системы электронного билета. Мариупольский департамент транспорта и связи тоже ведет переговоры с тремя банками об установке такой системы.

Трамваи – самый дорогой транспорт

Полотно и сети 40 лет без ремонта

«Трамвайное движение самое дорогое из-за больших затрат на инфраструктуру. 70% трамвайного полотна надо менять: старое снимать, застилать щебень, укладывать новые рельсы и шпалы. В самом простом исполнении километр капитального ремонта трамвайного полотна обойдется в 20 миллионов гривен, а если где-то поднимать в уровень с дорогой и так далее – это увеличит стоимость в два-три раза. Из 53 километров спаренного пути только 10 в хорошем состоянии. Такая же ситуация и с контактной сетью. Текущие ремонты уже не спасают. Есть участки, которые не ремонтировались 40 лет. Естественно, рельсы в таких местах опасно изношены, а шпалы не держат, из-за этого постоянные сходы трамваев, пришлось полностью закрыть движение на ильичевскую аглофабрику», – отмечает Клат.

Подготовила Татьяна Мацкова