Как театр кукол потерялся в коммунальном предприятии

15 мая 2018 в 17:35

Вот уже десяток лет тянется драматическая история детского театра. Надеемся, он сможет получить и статус, и помещение, а также – продолжать радовать и воспитывать мариупольского юного зрителя

Сегодня у нас в городе работает кукольный театр, который, к сожалению, больше знаком киевлянам, чем мариупольцам. Почему так получается, мы поинтересовались у бессменного его руководителя, заслуженного деятеля эстрадного искусства Ирины Руденко. «Поскольку чиновники – люди взрослые, они, наверное, считают, что игры с куклами – удел детей и дело совершенно несерьезное, – размышляет Ирина. – Но я объездила все кукольные театры страны и поняла, что это та самая сказка, которую взрослые должны дарить детям».


Фото Анжелики Романовой. На сцене важно все. Здесь, как и в актере-человеке, все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Пионерский интерес без муштры

Тем не менее за время своего существования с 1996 года мариупольский театр кукол сменил не только несколько названий, но и форму собственности.

– Ирина, откуда такой не остывающий с годами интерес к детворе?

– Очевидно, это мне предписано свыше – с детьми я вожусь с первого класса. Помню, по моему настоянию мы в ОШ №15 с одноклассниками пошили куклы и взяли шефство над группой в соседнем детском саду. А с пятого класса, уже в другой школе, будучи пионеркой, занималась первоклашками и быстро поняла, что хождением в строю детей не увлечешь. мы поменяли подходы – вместо муштры на переменах играли. Я видела, как дети тепло откликаются на добро и ласку. Уже тогда поняла, как права народная мудрость, которая гласит: что посеешь, то и пожнешь. Эта истина подтвердилась, когда я работала и в пионерлагере, и в ПТУ №1, куда устроилась в свои 18 лет.

– А как родился кукольный театр?

– Свою летопись кукольный театр ведет с конца 1996 года: мы в телецентре Приазовья показали спектакль «Три поросенка». В их роли выступили я, Виктор Грамматиков (к слову, большой поклонник кукол) и актриса драматического театра Валечка Саврасова. Позже собрался коллектив единомышленников. А года через два нас заметило руководство города и предложило свое крыло, вернее – официальный статус коммунального учреждения, а значит, и бюджет. Назначили нам зарплату, с помещением помог «Донбассэлектромонтаж», выделив в своем общежитии половину пятого этажа. В составе театра сначала было 15 человек. Дальнейшая история всем известна (переезд в бывший кинотеатр «Мариуполь» в 2003 году, а потом пожар – сгорели десятки кукол и костюмов. Предприниматели восстановили здание и отвели небольшую площадь кукольному театру. Но работать в соседстве с ночным клубом «Арлекин» было невозможно, и театр кукол вновь остался без помещения. В 2014 году они вновь переехали – в старинное здание на пр. Мира. В этих перипетиях коллектив потерял статус коммунального предприятия и вынужден был перейти на свои хлеба. – Авт.).

Мечтаем попасть под городское "крыло"

– Чего театру не хватает на сегодняшний день?

– Не хватает только денег. А самая большая мечта – иметь свое театральное помещение со сценой. Мы не сможем заработать такие средства исключительно собственными силами, а частный бизнес вкладывать в нас и помогать не хочет, наверное потому, что не видит в этом необходимости: какая польза от игры в куклы?

– Но ведь театр работает, при нем открыта школа-студия!

– Да, но поскольку актеры в кукольном театре работают на общественных началах, то они в первую очередь заботятся о хлебе насущном, а это не дает мне в полной мере продумать не только дальнейшие перспективы, но зачастую и четкий репертуарный план. У нас замечательные ребята, которые прошли полный курс обучения в Первой театральной школе-студии, создали общественное объединение «Персонажи», поставили спектакль «Королевская корова», но его мы не можем показывать регулярно – нужны репетиции, да и сами актеры должны располагать своим временем, а не подрабатывать на стороне.

Неоднократно думала о том, чтобы все это бросить. В конце концов, мне больше всех нужно, что ли? Но когда во время спектакля смотрю на реакцию детей, на их горящие глаза, на то, как они неумело хлопают, пытаясь выразить свой восторг, понимаю, что не могу уйти, понимаю, что могу дать им еще многое.

– А что это за удивительная история с приглашением на фестиваль «Кришталева лялька»?

– Нас нашли в интернете сами организаторы – пригласили, гарантировали жилье и питание, мало того, нас удостоили чести открывать фестиваль. А с интернет-афишей у нас практически еженедельные казусы – звонят из Киева, интересуются спектаклями и просят подсказать, как проехать к нам. Не все сразу понимают, что интересуются Мариуполем.

– Театр, безусловно, ребятам интересен, а чем полезна для детей школа-студия?

– Мы начинаем работать с детками от трех лет. Самое главное, что нужно развивать до школы, – это речь ребенка. Многие педагоги жалуются: современные дети не могут пересказать какой-то текст, складно рассказать что-то, выразить свою мысль четко и внятно, им гораздо проще написать это или объяснить не вербально. Занятия в театральной студии помогут восполнить дефицит общения, который испытывают сейчас не только взрослые, но и дети, а также развить ребенка физически, эмоционально и интеллектуально.

Сейчас дети общаются только со своим телефоном: они смеются не в общении с другом, а над тем, что присылают им в сообщениях, не улыбаются товарищу в лицо, а посылают «смайлики». Театр – это искусство общения.

Коротко о главном

Не люблю телевизор. Была бы и рада его смотреть, но чтобы непременно с удовольствием.

Что вы больше всего не любите?

Когда обижают детей.

Что вы больше всего цените в друзьях?

Честность, доброту, чувство юмора и надежность.

Как быть счастливым?

Хочешь быть счастливым – будь им. Я себя научила быть счастливой.

Какое качество вы особенно цените в женщине?

Мудрость.

Дар, которым вам хотелось бы обладать?

Умение говорить «нет» тем, кто мешает идти к цели.


На произвол судьбы не бросим

Владимир Курский, председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам образования и науки, духовности, молодежной политики, делам семьи, культуры и спорта:

«Я хорошо осведомлен о ситуации с театром кукол. Это коллектив, который работает на достаточно высоком уровне, и мы уже обсуждали с Ириной Руденко перспективу перевода детского театра кукол в Городской дворец культуры «Чайка». Сейчас в ГДК избран, но еще не назначен директор, да и ввести 15 штатных единиц в середине бюджетного года непросто, но этот вопрос постоянно находится в нашем поле зрения. Мы ожидаем, что театр кукол покажет свою востребованность зрителями и вновь получит статус коммунального предприятия. Местная власть заинтересована в поддержке талантливых творческих коллективов».

Диана Трима, директор департамента культурно-общественного развития Мариупольского горсовета:

«Как направление театрального искусства театр кукол, конечно же, интересен Мариуполю. Мы предлагали Ирине Руденко помещение в ГДК «Чайка», но она отказалась, сославшись на то, что оно не подходит. К консенсусу мы пока не пришли и сейчас прорабатываем различные варианты. Решение о присвоении статуса городского коммунального театра должны сначала рассмотреть депутаты муниципалитета на сессии. А это большая подготовительная работа, которая займет не один месяц».

Николай Пожогин