К 100-летию Николая Бендрика

24 апреля 2014 в 00:00

Сегодня мы завершаем рассказ о жизни и творчестве нашего выдающегося земляка, заслуженного художника УССР Николая Кузьмича Бендрика, 100-летие со дня рождения которого будет отмечаться в эту субботу, 26 апреля.

Обучаясь в самой лучшей русской школе изобразительного искусства - Академии художеств в Санкт-Петербурге (тогда она называлась Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства), Николай Бендрик всецело погружается в живопись, изучает методы рисунка старых мастеров итальянской и голландской школ, копирует работы Рембрандта, Рубенса, Брюллова. Однако на улице бурные 30-е, необходимо соответствовать переменам, иначе не сносить головы - памятны судьбы русской интеллигенции. По примеру своих учителей - Исаака Израилевича Бродского, Василия Никитича Яковлева, Петра Митрофановича Шухмина - молодой художник «поворачивается лицом» к реалистическому изображению коллективизации и индустриализации.

В 1935 году за студенческие работы на первой выставке художников Донбасса, отмеченные в числе лучших, Николаю Бендрику присуждена именная стипендия нашего прославленного земляка Архипа Куинджи. В 1937 году на Всесоюзную выставку «Индустрия социализма» были отобраны две акварели Николая Кузьмича: «Листопрокатчики завода имени Ильича» и «Сталь социализма», которые художник написал в дни летних каникул в родном Мариуполе.

Неординарность таланта Николая Бендрика подтверждена следующим фактом: рисунок, на котором 24-летний художник изобразил борца, был признан лучшим на академической выставке в Москве и помещен в уже ставший классикой учебник «Пособие по рисованию».

На последнем курсе учебы вместе со своими преподавателями Николай Бендрик принимает участие в создании апофеозной панорамы «Содружество народов СССР» для международной выставки в Нью-Йорке, далее он занят оформлением нескольких павильонов всесоюзных выставок в Москве. Эта работа не дала Николаю Кузьмичу своевременно подготовить и защитить дипломную работу.

В 1940 году его призывают в ряды Красной армии. Затем - война. Признанный негодным к строевой службе, он добровольцем влился в состав маскировочных войск, участвовал в обороне Киева. Через долгие годы Николай Кузьмич пронес воспоминания о партизанском движении на Черниговщине и в Полесье, участником которого он являлся. В этот период он сделал много зарисовок своих боевых товарищей. Фронтовой материал стал основой для создания многих произведений Николая Бендрика. Тема Великой Отечественной войны, людских судеб во времена лихолетья была лейтмотивом дальнейшего творчества мастера.

После окончания войны Николай Кузьмич преподает рисунок в училище, а затем во Львовском институте прикладного и декоративного искусства.

Лауреат Государственной премии, действительный член Академии художеств РСФСР, профессор Василий Яковлев, рекомендовавший его на работу, писал в отзыве-рекомендации: «Это один из лучших моих учеников. Великолепный, знающий рисовальщик. Человек во всех отношениях подготовленный для того, чтобы руководить занятиями студентов, которым он бесспорно сумеет передать свои незаурядные познания и опыт».

В 1956 году Николай Бендрик возвращается в родной город, а в конце жизни уезжает в Городню, на родину второй жены Евгении Павловны, где и умер 17 февраля 1994 года.

Еще во время учебы в Ленинграде Николай Кузьмич подружился с Борисом Щербаковым, впоследствии членом-корреспондентом Академии художеств СССР, народным художником СССР, профессором, который опекал нашего земляка до последних его дней. Завершение заочного обучения в Академии и получение диплома, вступление в ряды Союза художников СССР в 1975 году, даже подача документов на присвоение почетного звания «Заслуженный художник УССР» - все это инициатива Бориса Щербакова.

Как укор прошлому - мнение Бориса Щербакова о творчестве Николая Бендрика, в котором между строк читается боль за искажение социализмом роли и предназначения искусства: «В искусстве Николая Кузьмича есть область, где с особой силой проявилось его мастерство. Это умение понять и выразить чистоту детской души, непосредственность юности. Интимно-лирическая струна всегда звучала в душе Николая Бендрика. Но жизнь диктовала свое, властно увлекая художника в водоворот событий. Он участвует в работе над панорамой «Содружество народов СССР» для выставки в Нью-Йорке, работает над панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, много сил отдает созданию целой галереи портретов своих товарищей по старой профессии: металлургов, сталеваров, прокатчиков, крановщиков, пишет легендарного Макара Мазая - одного из зачинателей социалистического соревнования за скоростную плавку стали».