Искусству в Мариуполе необходима масштабная реклама

13 сентября 2018 в 17:58

Игорь Пилипенко, коллекционер, куратор выставок, ценитель живописи и графики от реализма до модерна, – о меценатстве, ответственности художника и о том, как привлечь горожан в культурные институции

Игорь Пилипенко – начинающий коллекционер. Его увлечение – еще одно подтверждение того, что, живя в Мариуполе, городе с богатыми традициями, с трепетным отношением к живописи, нельзя оставаться равнодушным к родной истории и культуре.


Тяжела и в то же время приятна ноша куратора выставки. Игорь Пилипенко на открытии выставки Валентины Самойлик-Артющенко в Центре современного искусства имени Архипа Куинджи.

ОТЦОВСКИЙ КАТАЛОГ ИЗ ДЕТСТВА

– Игорь, какое определение своего хобби вам ближе всего – меценат, ценитель, коллекционер?

– Я не приемлю помпезного слова меценат. Меценаты – это Морозовы, Третьяков, Терещенко, у них был бизнес, помогая людям искусства, они ратовали за развитие духовности своей страны, к тому же оставили нам наследие. У нас же рано говорить о меценатстве. Потому скорее куратор выставок, помощник художника, ценитель, коллекционер.

– Откуда идет ваш интерес к искусству?

– Искусством я увлекся еще в детстве, когда отец, вернувшись из армии (он служил в Германии), привез каталог репродукций великих мастеров живописи. В начальных классах занимался в изостудии в бывшем Дворце пионеров, но потом, поскольку тогда бытовало мнение, что мальчику не пристало этим заниматься, пошел на вольную борьбу. Но интерес к искусству остался. Впоследствии я таки побывал в Дрезденской галерее и увидел вживую полотна, которые рассматривал на репродукциях. И как-то сразу вошло в привычку, в какой бы стране ни бывал, посещать и государственные, и частные галереи, любуясь современным искусством и классикой, ее никто не отменял.

ПРИГЛАШАЮ ТЕХ, ЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО НАХОДИТ ОТКЛИК

– Вы привезли в Мариуполь уже не одну выставку, причем художники, которых вы представляете нашей публике, очень разные. Как идет отбор тех, кого хотите пригласить в родной город?

– Я начинающий коллекционер, учусь у более опытного коллекционера Александра Чернова. Он помогает мне разобраться в тенденциях искусства прошлых веков, наставляет в вопросах современного творчества. Благодаря ему я начал знакомиться с местными художниками.

Приглашаю же тех, кто мне нравится, чье творчество находит отклик в душе. В Харькове познакомился с Ленуром Велиляевым, молодым талантливым художником крымско-татарского происхождения. Выставка его работ со знаковым названием «Красота» оставила хорошее впечатление у наших ценителей.

Был у нас и елисаветградский десант во главе с галеристом из Кропивницкого Николаем Цукановым, директором и вдохновителем галереи «Елисаветград». Год назад в Мариуполе была презентована персональная выставка работ непревзойденного Анатолия Шаповалова. Многие тогда говорили: как приятно видеть столь крепкий реализм! В его картинах – превосходная, грамотная работа с цветом. Прекрасное владение маслом как основным материалом, знание выразительных средств можно сравнить с тем, как певец высокого уровня владеет всеми октавами. От такой живописи действительно хочется жить! Художник воспевает красоту жизни, и в этом его главное предназначение.

– Чем еще хотите удивить наших ценителей прекрасного?

– Поскольку мы с Александром Черновым нашли общий язык, планируем много проектов. Он сейчас занят подготовкой двухтомника о мариупольских художниках. Главное, мы хотим «раскачать» нашу пишущую молодежь, чтобы поддержать их, чтобы результаты их творчества в итоге не доставляли авторам дискомфорта. А для этого нужно, чтобы их работы покупали. Мы советуем своим друзьям, чтобы они не отказывали себе в удовольствии украсить дом живыми картинами.

– Вы считаете, что миссия коллекционеров не только в собирательстве?

– Активных, творческих, неравнодушных людей в Мариуполе предостаточно. Сейчас они рады тому, что им не мешают, но все же нуждаются в помощи. Единомышленники строят планы, постепенно их реализуют, но планов у творческих людей больше, чем возможностей. Почти все – на энтузиазме. Но есть проекты, которые без помощи стоящих у власти не осуществить.

Городу крайне необходимо художественное училище. Школы есть, но талантливая молодежь уезжает из Мариуполя получать образование и реализует себя в других городах. Между тем им есть чему и у кого поучиться у себя дома. Говоря о наших художниках, нельзя не употребить словосочетание «мариупольская школа». Это не учреждение, а особенный стиль написания, особенный талант, то, что отличает мариупольские полотна от других.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

– С чего началась ваша личная коллекция?

– Это были интерьерные работы, приобретенные на Андреевском спуске в Киеве, а в родном городе меня «зацепила» живопись Михаила Антипова. Меня всегда завораживала графика, поэтому работы нашего земляка Валерия Татара также в моей коллекции. Этот художник – яркий представитель фэнтези-арта, в котором невозможное соседствует с реальным. Это искусство причудливой фантазии и трудолюбия. Виртуозный почерк Валерия Татара и отшлифованное годами исполнительское мастерство завораживают и надолго приковывают взгляд. Сам Валерий рассказывал, что вслед за своим кумиром, художником-авангардистом Павлом Филоновым, одной из ключевых фигур в искусстве ХХ века, воспринимает работу над каждой картиной как процесс исследования всякого микроэлемента ее структуры.

– Когда вы выставляли в Центре современного искусства имени Архипа Куинжди работы Валерия Татара, то рассказывали удивительные истории…

– Да, Валера поддержал меня и мою семью, пригласил в 2014 году к себе погостить. Меня поразило, что в небольшом австрийском городке неподалеку от Зальцбурга работает музей современного искусства. Скажем так: ни в Вене, ни в Зальцбурге аналогов ему нет, уже накоплен достаточный фонд, наработан заслуженный авторитет  – здесь экспонируются работы художников со всего мира. И хотя это частный музей, тем не менее, обратите внимание, муниципалитет поддерживает их, понимая ценность такой институции.

А еще в этом городке расположены антикварные склады, куда привозят раритеты со всей Европы. Это целый район, и мы там подолгу бродили. Вот так события 2014 года подвигли меня к коллекционированию. Мы все как-то переосмыслили свою жизнь после тех событий.

– Давайте вернемся к кураторству. Какой посыл горожанам в каждой организуемой вами выставке?

– Бывает, опускаются руки, когда видишь, что галерея пустая – рядовые граждане не идут. У нас нет цели зазвать больше людей, как в советские времена. Мы ожидаем, когда же должен проявиться хотя бы обывательский интерес: а что там такое выставлено, почему туда ходят люди? Пока я понимаю, что в сфере культуры в Мариуполе очень мало рекламы, даже многие мои знакомые только от меня узнают о выставках. Реклама должна быть доступной, яркой, повсеместной.

К сожалению, украинское художественное пространство все еще представлено ограниченным количеством залов, галерей, музеев как на местном, так и глобальном уровне. На этой разрозненной профессиональной сети лежит ответственность за презентацию обширного и сложного в понимании пласта современного искусства. Эту миссию усложняет не только отсутствие адекватной инфраструктуры, но и предвзятое или безразличное отношение зрителя к современному искусству, что все еще преобладает в Украине.

А горожанам хочу сказать: нужно использовать все возможности для собственного развития, и все культурные мероприятия этому способствуют. Мне, например, мое новое увлечение помогает в работе, потому что посещение выставок, знакомство с новыми полотнами пробуждает познавательные процессы, что называется, и уму, и сердцу. Ничего случайного в мире нет. Должен быть интерес к разным проявлениям жизни. Сделайте первый шаг, попробуйте пиво оставить на завтра, а сегодня сходить в музей, галерею, в кинотеатр.

Круг интересов

Еда. Сторонник сыроедения. Уверен, что именно оно является оптимальной системой питания организма. Чистое веганство считает самообманом.

Пристрастия. Путешествия. Разные страны привлекают не экзотикой, а возможностью познать мир.

Хобби. Ландшафтный дизайн. Любовь к зеленым насаждениям заставляет искать варианты их соседства на клумбах и газонах.

Учение. Йога. В широком смысле – совокупность различных духовных, психических и физических практик, разработанных в разных направлениях индуизма и буддизма.

Кино. Любые фильмы, выбор зависит от настроя, в настоящее время предпочтение зрелищности, динамичному сюжету, талантливым актерам.

Вне времени. Профессионально снятые документальные фильмы по темам, связанным с кругом интересов, а также по актуальной проблематике.

Николай Пожогин, фото Владислава Лупаненко.