Инклюзия начинается с детства

Ассистент учителя и развивающие занятия: как происходит обучение детей с особыми образовательными потребностями в школах и детских садах Мариуполя

09 октября в 17:50

Стивен Хокинг, Альберт Эйнштейн, Людвиг ван Бетховен – эти имена известны во всем мире. Их объединяет не только тот вклад, который они внесли в развитие науки и искусства. Они доказывают, что нет ничего невозможного и люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, ничуть не хуже остальных. Невзирая на физические недостатки, они достигли вершин в своем деле.

Это пример того, что инвалидность – не крест на жизни человека. Главное – верить в себя и собственные возможности, чувствовать поддержку.

Сегодня развитию детей с особыми потребностями уделяется много внимания. Вопрос инклюзивного образования в Украине курирует супруга Президента Марина Порошенко. Повсеместно открываются инклюзивные классы, начали создавать инклюзивно-ресурсные центры. Но все же по сравнению с другими странами мира Украина делает только первые шаги в этом направлении.

Инклюзивное образование – это не просто обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в обычной школе. Речь идет о создании соответствующего пространства и особого подхода к обучению такого ребенка. 5 июля 2017 года Президент Украины дал зеленый свет такому обучению в нашем государстве, подписав соответствующий закон.

21 сентября в рамках рабочего визита в Донецкую область Марина Порошенко отметила, что в области постоянно растет количество детей с особыми образовательными потребностями, которые переходят от социальной изоляции к обучению в общеобразовательной школе, где у них появляются друзья. Так, в 2015 году таких учащихся было лишь 38, а сегодня их уже 187. В целом количество детей с особыми образовательными потребностями в регионе составляет 11 500 человек.

На урок – в инклюзивный класс

В Мариуполе за последний год значительно возросло количество инклюзивных классов. Если в сентябре 2017 года такое образование в городе осуществлялось в семи школах и трех дошкольных учреждениях, где обучались 24 ребенка, то в 2018 году ситуация изменилась. На сегодняшний день дети с особыми потребностями учатся в 24 учреждениях общего среднего образования. Открыто 52 инклюзивных класса, в которых обучается 156 учеников. Также в восьми учреждениях дошкольного образования организовано инклюзивное обучение для 80 детей в 18 группах.

Одна из школ, где есть инклюзивное обучение, – ОШ №10. Четыре класса из 44 – инклюзивные, все они в начальной школе.

«Что такое инклюзия? Дети обучаются в классе точно так, как и все, только здесь работает ассистент учителя, и с детьми проводятся коррекционно-развивающие занятия, – объясняет директор школы Наталья Зема. – Это обычные дети, просто им нужно усиленное внимание. Впервые инклюзивные классы мы открыли в прошлом году, создали комнату психологической разгрузки. В классе мы не выделяем детей с особыми потребностями, они все вместе учатся и отдыхают».

Уроки в инклюзивном классе проходят так же, как и в обычном. Нам удалось попасть на природоведение в 3-Г. Ребята как раз повторяли все, что узнали ранее о воде и воздухе. Кроме классного руководителя с детьми работает ассистент учителя. Он помогает выполнять задания всем, больше внимания уделяя детям с особыми образовательными потребностями. Иногда для них готовят другое задание, адаптируя учебную программу под возможности конкретного школьника.

«Моя задача – помочь вовлечь всех учеников в учебный процесс, а поскольку у детей разные способности, то некоторым нужно объяснять дольше, останавливаться на той или иной теме, – рассказывает ассистент учителя Оксана Скрипник, имеющая два образования, педагогическое и психологическое. – Ребята учатся по общеобразовательной программе, но у них разная скорость мышления, а потому с детками нужно работать индивидуально».

В школе также действует комната психологической разгрузки, где ребята могут снять накопившееся напряжение, потренировать память.

«Здесь есть график занятий, в первую очередь приходят дети, которые находятся на инклюзивном обучении, но эта комната открыта для всех желающих, – рассказывает практический психолог Марина Хайлова. – Занятия помогают решить самые разные проблемы – воспитательные и образовательные. Ребенок может работать в своем темпе, развивать внимательность, усидчивость».

Результат – социализация

А вот сын Людмилы Хоцкой Артем обучается в школе №52 – здесь уже несколько лет работают специальные классы для детей с особыми образовательными потребностями. Сейчас мальчик в 4 классе.

«Мы ходим в школу второй год, до этого были на индивидуальном обучении. Ребенок участвует в групповых занятиях, арт-терапии. Прогресс заметен: повысилась усидчивость, 45 минут урока он выдерживает, это большое достижение. Сын учится себя вести в обществе, понимает, что можно, что нельзя. Одно дело просто рассказать об этом ребенку, а другое – когда он это проживает».
«В нашей школе учится 240 особенных детей, – говорит Ирина Пивоварова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №52. – Кроме того, в школе есть и общеобразовательные классы. Сначала специальные классы занимались отдельно, на территории детского сада №112, но его закрыли, и с 2013 года дети перешли в школу. Это было очень правильное решение, потому что, находясь на другой территории, заниматься социальной интеграцией невозможно. Ведь коммуникация происходит не только на уроке, но и в быту, дома, на улице, в столовой, библиотеке».

Учитель музыки Елена Булгакова рассказывает, что в концертах, театральных постановках задействованы и дети с особыми образовательными потребностями, и ребята из общеобразовательных классов.

«Когда я пишу сценарий, сразу представляю своих детей – и подбираю роль ребенку, а не ребенка под роль, – делится она. – Сейчас мы ставим спектакль «Дюймовочка». Дети ждут выступлений, это, наверное, развивает еще больше, чем уроки, они находят новых друзей».

Кроме того, в школе действует экспериментальный класс для детей с расстройствами аутистического спектра и комната арт-терапии и психоэмоциональной разгрузки, грант на обустройство которой был выигран в конкурсе социальных проектов Группы Метинвест «Город – нашими руками».

Спорт для особенных детей

Директор центра реабилитации детей с инвалидностью Оксана Курбатова воспитывает «солнечного» ребенка. Ее пятилетний сын Данил сейчас посещает инклюзивную группу детсада №157. До этого он ходил в специализированную группу.

«Когда мы пошли в обычную группу, он стал общительнее, – рассказывает Оксана. – После того как сын неделю отходил в садик, прошло родительское собрание, где я рассказала о своем ребенке, чтобы родители понимали, что нет ничего страшного в том, что он будет ходить в обычную группу. После детского сада планируем поступать в инклюзивный класс, но посмотрим, какой у Данила будет уровень развития. Пока загадывать рано».

Оксана Курбатова говорит, что в городе нужно развивать спортивные секции для особенных детей. Как пример хорошей инициативы: футбольный клуб «Шахтер» на базе трех школ города уже начал занятия этим видом спорта для ребят с особенностями развития.

«Мы имеем право на жизнь»

Член правления общественной организации «Поверь в себя» Алексей Дидаш отметил, что инклюзия – это не только образование. Важна и доступность инфраструктуры. Он обратил внимание на то, что площадка, установленная в обновленном Театральном сквере, абсолютно не подходит для детей с сонарными нарушениями, проблемами опорно-двигательного аппарата. Кроме того, нужно обратить внимание на дороги – человеку в коляске сложно передвигаться по ним.

Недавно Алексей Дидаш побывал на форуме в Киеве, цель которого – показать, что людей с инвалидностью немало и при условии инклюзии они очень много могут дать государству. Со всей Украины на форум съехалось около 5 тыс. представителей организаций людей с инвалидностью.

«Меня как молодого активиста этот форум вдохновил не опускать руки, работать ради тех тысяч человек с инвалидностью, которые живут в Мариуполе и близлежащих районах. Инклюзия – это жизнь для человека с инвалидностью, а мы имеем право на жизнь».

Анна Шишман