Хождение по мукам

18 мая 2017 в 00:00

Очередная верификация: пенсионеры вновь вынуждены подтверждать свое право на соцвыплаты в многодневных очередях

В Украине весь прошедший год Министерство финансов проводило масштабную верификацию – проверили около 26 миллионов человек и лишили социальных выплат более 407 тысяч жителей Востока Украины, что позволило Пенсионному фонду сэкономить 13,5 миллиарда гривен, сообщил вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам Павел Розенко.

В Мариуполе с 1 апреля 2017 года приостановлена выплата пенсий более 13 тысячам переселенцев из 55 тысяч, то есть каждому четвертому. Чтобы восстановить свое право на получение пенсии, люди по 4-5 суток выстаивают в очередях, некоторые говорят, что ночуют под управлениями ПФУ.

Сэкономили на пенсионерах

Пожилые люди вынуждены штурмовать управления Пенсионного фонда Украины с раннего утра, а иногда нести «ночную вахту». Огромные очереди изможденных ожиданием людей, лавок не хватает, в коридорах теснота, обстановка– нервозная. Если в 10-й кабинет Центрального объединенного управления ПФУ, где ведется прием мари­упольских пенсионеров, к 9 утра в списках, составленных самими очередниками, значилось порядка полусотни человек, то в 11-й кабинет, где обслуживаются внутренне перемещенные лица, на утро понедельника было записано в шесть раз больше – около 300 человек!

Причем люди сами установили жесткие правила: те, кто значится в списках, должны каждый рабочий день приходить на перекличку в 7:30 и в 16:30, чтобы уточнить порядковые номера. Пропустившие хотя бы одну перекличку вычеркиваются из списка.

«не получила за апрель пенсию по потере кормильца на ребенка, который учится в 11 классе здесь, в Мариуполе. Думала, произошла какая-то ошибка. Как оказалось, выплату мне приостановили, по какой причине – не знаю. Без денег очень тяжело, надо квартиру снимать, ребенка одевать и кормить», – сетует переселенка из Горловки Анна Николаевна. По словам женщины, она часто пересекает линию разграничения – почти каждый месяц. Может, именно этот факт послужил поводом для того, чтобы приостановить выплату?

Переселенец из Макеевки Валентин Анатольевич проживает в Мариуполе третий год, и тоже понятия не имеет, почему его лишили пенсии. Говорит, что линию соприкосновения пересекал, но на неподконтрольной территории находился менее двух месяцев. Бывшего шахтера с горячим стажем оставили на старости лет без средств к существованию. «За материальной поддержкой мне не к кому обратиться. Приостановка выплаты пенсий – это ненормально, но что делать, если такой порядок? Своей очереди жду шестой день. Надеюсь, что сегодня примут», – говорит пенсионер.

Переселенка из Новоазовска Галина Бугор ожидает приема седьмые сутки, в течение последней недели утром и вечером ездила на все переклички, хотя для пожилой женщины со слабым здоровьем это достаточно тяжело. Предвидя томительное ожидание, женщина взяла с собой обед, чтобы не отлучаться из очереди даже ради приема пищи. «До этого жила в Харькове, после переезда в Мариуполь нужно позаботиться о том, чтобы мое пенсионное дело передали сюда», – поясняет Галина. Пенсионерка не скрывает разочарования: «Таких жутких очередей я никак не ожидала увидеть. Если сравнивать с Харьковом, то обслуживание там и здесь – это небо и земля. В Харькове работает «прозрачный офис» – в одном здании собраны представители различных служб, в том числе управлений соцзащиты населения и Пенсионного фонда, своей очереди я ждала всего полчаса. Почему бы здесь не организовать прием по талонам, как это делают в "прозрачных офисах"?»

Справедливости ради стоит отметить, что эта проблема в равной степени касается и Левобережного объединенного управления Пенсионного фонда Украины города Мариуполя, обслуживающего Левобережный и Кальмиусский районы. С жалобой на очереди в редакцию обратилась Ирина Рукосуева: «В кабинете 113 (фронт-офис в Кальмиусском районе) создаются очень большие очереди, я, например, была записана под номером 136, и после меня записались еще 10 человек, все люди пожилые и больные. Очень прошу разобраться, почему кабинет так сильно загружен работой с людьми, ведь это продолжается не день, не два и не месяц».

Осталось только ждать?

В объединенных управлениях ПФУ города Мариуполя резкое увеличение количества посетителей (ежедневно каждый фронт-офис принимает от 200 до 300 человек) связывают с несколькими факторами.

Основной, как мы уже говорили, приостановка пенсионных выплат в рамках верификации (Закон Украины «Про облік внутрішньо переміщених осіб» и постановление кабмина №365 от 8 июня 2016 года).

Чтобы их возобновить, нужно обратиться в УПФУ с паспортом, ИНН, действующей справкой внутренне перемещенного лица и написать соответствующее заявление, рассказывает заместитель начальника Центрального объединенного управления Пенсионного фонда Украины города Мариуполя Донецкой области Светлана Пистелева.

«Если люди обратились к нам по поводу возобновления выплаты пенсии сегодня, то уже завтра мы подаем эти списки в территориальное УСЗН. После проведения проверки и на основании акта комиссии, которая создана при каждой райадминистрации, принимается решение относительно того, возобновлять выплату или нет», – пояснила начальник Левобережного объединенного управления Пенсионного фонда Украины города Мариуполя Донецкой области Ирина Темир.

Еще одна причина очередей – процедура физической идентификации переселенцев в «Ощадбанке», которую те обязаны проходить каждые три месяца. В противном случае банковскую карту заблокируют, а выплаты – приостановят. «Людям присылают СМС из банка, чтобы они шли в УПФУ, хотя наша задача в данном случае – передать списки, предоставленные банком, в УСЗН на проверку, но решения по всем случаям принимаются комиссионно», – рассказывают в управлениях ПФУ.

Кроме того, посетители довольно часто обращаются за электронным пенсионным удостоверением и по поводу высылки пенсионного дела в связи со сменой места жительства. Это также создает дополнительную нагрузку.

На вопрос, почему не ведется прием по талонам, в управлениях ПФУ отвечают, что это нецелесообразно. «Трудно угадать, сколько времени уйдет на обслуживание того или иного посетителя – пять или сорок минут», – объясняет Светлана Пистелева.

В управлениях ПФУ надеются, что после завершения верификации наплыв людей спадет.

Как повезет

Любопытно, что в самих органах соцполитики существуют разночтения относительно вопроса возврата невыплаченных средств.

Министр Павел Розенко говорит, что те пенсионеры, которые не явились на сверку, т.е. «не прошли физическую верификацию и не обратилась в органы ПФ с просьбой возобновить выплату пенсии, не имеют на нее права», и добавил, что после выполнения минских соглашений и восстановления территориальной целостности Украины люди смогут возобновить все выплаты с момента их прекращения.

В то же время на местах настроены решать вопрос, не откладывая в долгий ящик. На вопрос, получит ли пенсионер после возобновления выплаты всю сумму за период, когда она была приостановлена, в Центральном объединенном управлении ПФУ города Мариуполя нам ответили, что решение принимается комиссией, которая функционирует при той или иной райадминистрации. И случается, что замороженные выплаты доходят до своих адресатов.

Выплаты по закону

На сегодня в законе четко прописано, что человек может отсутствовать на подконтрольной территории 59 суток. На 60-й день выплаты приостанавливают до выяснения обстоятельств. Если есть какие-то уважительные причины, подтвержденные документально, этот срок продлевают до 90 суток. Если человек отсутствует дольше, соцвыплаты прекращаются.