Говорите, водитель троллейбуса – не женское дело?

У этой профессии, как и у всякой другой, масса нюансов: вставать приходится рано, выспался не выспался – безопасность превыше всего. Пока едешь по маршруту, могут и «по рогам» надавать, и пассажир может запрыгнуть в захлопывающиеся двери – нужен глаз да глаз

06 февраля в 15:00

Троллейбус – именно его мариупольцы часто выбирают, чтобы добраться на учебу, работу, домой, съездить за продуктами или успеть на встречу с друзьями. Здесь кондуктор не выгонит пенсионера за право на льготный проезд, а водитель не захлопнет двери, увидев в руке удостоверение. В последние два года Мариуполь заметно обновил парк МТТУ – по городу курсируют преимущественно новые и восстановленные троллейбусы, автобусы и трамваи. Старых, разваливающихся машин на маршрутах становится все меньше. Мы привыкли требовать достойный уровень перевозок, но при этом не всегда платим за проезд. Если водитель работает без кондуктора, так легко прокатиться ­«зайцем». Мы обвиняем водителя в нерасторопности, когда опаздываем, и наоборот – ругаем за лихачество, если, нагоняя график, он решил «притопить».

Наш журналист сменил амплуа пассажира – сегодня мы посмотрим на Мариуполь, его дороги, на профессию с водительского кресла. Ну, почти с водительского – нам с фотографом разрешили побыть рядом, но руль и жизнь пассажиров не доверяют никому – святое.

Ранний подъем и тщательный осмотр

К девяти утра Анна Арсенюк, водитель троллейбуса, маркированного номером 126 и обслуживающего маршрут №15, уже успела проехать несколько кругов от 23 микрорайона до микрорайона Восточного. Ее утро началось намного раньше. Чтобы выйти в первую смену, в 3:45(!)

Анна уже приезжает в депо. Попасть на работу в такую рань помогает служебный транспорт, так называемая развозка. В три часа служебный троллейбус выезжает за сотрудниками МТТУ. Из районов, недоступных для троллейбуса, забирают автобусы. Водители такого служебного транспорта ночуют в депо, ведь в половину первого ночи им нужно развезти персонал по домам, а к четырем уже доставить новую смену на работу. В депо есть все условия – комнаты для отдыха и приема пищи, уборные и даже душевые.

Перед рейсом водитель обязан пройти медосмотр. После его успешного прохождения выдается путевой лист с указанием маршрута, номера машины и графика.

Да-да, графики пронумерованы. На каждый маршрут их несколько. Так, первая смена водителя одной и той же машины может сегодня начаться в 5:13, а завтра в 5:25. Например, у водителей троллейбусного маршрута №15 ни много ни мало 13 разных графиков. Что, впрочем, на расписании не сказывается, поэтому пассажиры этого не замечают, а водителям это нужно, чтобы все могли выработать достаточное количество часов.

В последнюю очередь водитель забирает ключи от своей машины. Перед отправкой нужно успеть ­осмотреть троллейбус. Проверить техническую готовность, чистоту салона, взять дополнительные угольные вставки – они обеспечивают хороший контакт штанги с электрическим проводом. Без этих прокладок троллейбус не сможет продолжить движение. Насколько часто требуется их замена, зависит от погоды.

«В солнечные дни можно и две смены проехать на одних угольных вставках. В дождь их приходится менять от пяти до восьми раз за смену. А при обледенении электросетей могу и восемь вставок за рейс поменять», – рассказывает Анна.

Каждый день по одному кругу

Водитель ездит на одном и том же троллейбусе и по одному маршруту. Это нужно, чтобы привыкнуть к специфике той или иной машины и маршрута.

«На пути от 23-го микрорайона до Восточного я знаю каждый поворот, каждую выбоину или светофор. Ездить по кругу не надоедает. Дороги сейчас в Мариуполе стали намного лучше, едешь без тряски и выбоин – одно удовольствие. Когда ты на маршруте, полностью концентрируешься на вождении. Времени на то, чтобы посмотреть по сторонам, практически нет. Бывает, выхожу вечером прогуляться и замечаю новое кафе или МАФ, которого раньше не видела, хотя он находится вдоль моего маршрута. Водитель максимально сосредоточен на дороге, других участниках движения, пассажирах и так далее. Да, за окном один и тот же вид, но это не надоедает. Тем более у 15-го троллейбуса самый длинный маршрут в городе. От конечной до конечной где-то час езды. Несколько раз туда-­обратно съездил, и рабочий день подошел к концу», – улыбается Анна Арсенюк.

Можно получить по «рогам»

Анне Арсенюк приходилось работать и на стареньких троллейбусах. В общем, ничего особенного, только вот в снег и дождь ездить трудно. Штанги, по-научному – токоприемники, а в народе «рожки», часто падают. Приходится останавливаться, выходить и закидывать их на место. Установка штанг – дело непростое, но Анна справляется с этим легко. Иногда, перед тем как вернуть «беглеца», нужно взять ключ, опустить обе штанги, залезть по лестнице на специальную выдвижную площадку и проверить угольные вставки. А вот забираться на крышу водителям запрещено, и если «рожки» зацепились за контактную сеть или есть другие неполадки, то нужно звонить в депо и вызывать специалистов.

«Хотя, бывает, справляемся и своими силами, – признается Анна и открывает секрет: – Пассажиры помогают толкнуть троллейбус, штанги освобождаются, и транспорт вновь возвращается в строй».

Обед по расписанию

Водители работают в две смены. Первая заканчивается где-то с часу до двух. После этого заступает другой водитель. Интересно, что первый должен еще две остановки проехать со сменщиком, чтобы рассказать о состоянии машины и о ситуации на дороге. Бывают разрывные графики, когда троллейбус выходит на рейс только в час пик – утром и вечером. Обеденный перерыв у водителей от 50 минут до часа. Он может делиться на две равные части по 30 минут. Правда, наша героиня призналась, что старается не обедать в это время.

«Поешь – хочется спать. Я беру с собой в термосе чай, иногда могу съесть конфетку, если с утра не заставила себя позавтракать. А так терплю до дома, чтобы там полноценно пообедать. Некоторые водители бегают в магазины или придорожные кафе на конечной, другие берут «тормозки» из дома», – рассказывает Анна.

График работы у водителей троллейбуса разный – у нашей героини, например, две первые смены, две вторые, два выходных.

Строго по графику

Анна призналась, что троллейбус может приехать на остановку раньше всего на минуту, а задержаться – на две.

«Придерживаться графика несложно, если все хорошо. Но дорога порой бывает непредсказуемой: то со светофорами не везет, то пробка образовалась, то пассажиров так много, что приходится дольше стоять на остановке. А иногда даже с новыми троллейбусами случаются неприятности. Например, может слететь штанга, если водитель не рассчитал угол или скорость во время прохождения поворота. Приходится останавливаться, выходить и возвращать «рожки» на место. А иногда простаиваешь из-за более серьезной неисправности или обесточивания контактной сети. Мне как-то пришлось три часа ждать возобновления движения», – вспоминает Анна.

Интересно, что остановки объявляются автоматически. Вся информация записана на флешке, а воспроизводится она в зависимости от геолокации троллейбуса. Если же система дает сбой, инициативу перехватывает водитель и объявляет остановки по старинке – с помощью микрофона.

Кстати, нажимать на звонок в городском транспорте вовсе не обязательно. Водитель обязан останавливаться на каждой остановке, его не нужно предупреждать об этом звуковым сигналом.

Мечта сбылась

Наша сегодняшняя героиня Анна Арсенюк не так давно села за руль троллейбуса. На своей родине, в Луганске, она успела поработать и в торговле, и на заводе по изготовлению акриловых ванн, и в агентстве недвижимости. Из-за войны переехала с дочкой к маме в Мариуполь. После декретного отпуска Анна устроилась кондуктором, параллельно окончила курсы МТТУ. Сначала выучилась на водителя трамвая, а летом прошлого года пересела за руль троллейбуса. Сейчас женщина работает в МТТУ вместе со своим мужем. Семейная пара ездит по одному маршруту и старается работать по одному графику. «Люблю дорогу. Даже если прихожу на работу в плохом настроении, сажусь за руль – и грусть как рукой снимает. Все проблемы остаются где-то там, за кабиной. Мне нравится ездить по маршруту, наконец-то сбылась моя детская мечта», – признается Анна Арсенюк.

За рулем «рогатого»

Никакой коробки передач, зато куча кнопок и зеркал

Управляются троллейбусы рулем и двумя педалями: пусковая (ходовая) и тормозная – прямо как в современных автомобилях с автоматической коробкой передач. В некоторых моделях педали находятся рядом и поочередно нажимаются одной ногой. В других – по разные стороны от руля. В последнем случае в управлении задействованы обе ноги.

Справа от руля рычаг включения дворников и звуковой сигнал, слева – поворотники. Сразу за рулем планшет со спидометром и показатель давления воздуха в пневмосистеме. «Это очень важно, ведь пневмосистема отвечает за открытие/закрытие дверей и тормоз. Давление регулируется автоматически с помощью специального компрессора, но проверять нужно на случай неисправности. Например, если компрессор слишком часто подкачивает воздух, скорее всего, где-то есть утечка», – рассказывает водитель Анна Арсенюк.

Справа от всех лампочек на приборной доске располагаются кнопки включения/выключения фар, открытия/закрытия дверей, наклона машины. Двери водитель открывает по отдельности или все вместе (кроме водительской). Чаще всего используется последний вариант. Кнопка наклона машины есть только в новых низкопольных троллейбусах. Ее нажатие заставляет машину наклониться одним бортом к бордюру, чтобы пассажир с инвалидностью мог заехать внутрь. Перед возобновлением движения троллейбус надо выровнять, нажав соседнюю кнопку. Анна призналась, что этой функцией пользуется нечасто, так как редко встречает пассажиров в инвалидных колясках.

А задумывались ли вы хоть раз, как троллейбус поворачивает, цепляясь «рогами» за нужные рельсы-провода? Анна Арсенюк помогла получить ответ и на этот вопрос. Как рассказала водитель, никакой «тети-стрелочницы», переключающей штанги по направлениям, в депо не существует. То есть «стрелочница» – это и есть водитель троллейбуса. Секрет вот в чем: если на развилке проводов нужно повернуть, водитель нажимает специальную кнопку, а в старых троллейбусах пусковую педаль. Через штангу проходит ток, и троллейбус поворачивает. Если нужно пройти стрелку без смены направления, нажимается другая кнопка для обесточивания. В старых машинах и вовсе ничего не нужно нажимать.

Сплошные бонусы

На пенсию – в 55, и зарплата радует

По статистике МТТУ, половина водителей мариупольских троллейбусов – женщины. Наша героиня Анна Арсенюк уверена, что прекрасный пол водит не хуже мужчин. «По опыту могу сказать, что мы водим аккуратнее. Мужчины на дорогах бывают слишком самоуверенны: обгоняют, подрезают, превышают скорость и всегда считают, что проскочат. Женщины перед совершением любого маневра на дороге несколько раз смотрят в зеркала, убеждаются в безопасности», – констатирует Анна Арсенюк.

Есть свои нюансы: девушка-водитель должна быть готова к тому, что ей нужно следить и за движением, и за токоприемниками и уметь их поправить в случае необходимости.

Возраст водителей самый разный – от 24 до 60 лет. В этой профессии есть приятный бонус – ранний выход на пенсию: в 55 лет можно идти на заслуженный отдых. А все из-за повышенной стрессогенности, все-таки ежедневная ответственность за пассажиров. «Когда какой-то парень запрыгивает в закрывающиеся двери, он не задумывается, что водитель несет за него ответственность. Как и бабушка, не пожелавшая держаться за поручень во время движения троллейбуса. А если кто-то из них, не дай Бог, травмируется, платить водителю придется из своего кармана», – рассказывает Анна.

И это не говоря уже о вынужденном сидячем положении и вибрации во время движения, что тоже считается вредными для здоровья факторами.

Чтобы освоить навык вождения троллейбуса, нужно пройти полугодичные курсы. Первые три месяца будущий водитель учит теоретическую часть. Следующие полтора ездит по городу на учебном троллейбусе, и только последние полтора месяца ученик стажируется с пассажирами по реальным маршрутам. Зарплата у водителя мариупольского троллейбуса неплохая – от 5 до 12 тысяч гривен. Несмотря на это, отмечает начальник департамента транспорта и связи Мариупольского горсовета Василий Клат, водителей не хватает: опытные, с большим водительским стажем уезжают работать в Европу, а молодежь не спешит занимать рабочие вакансии. Словом, в МТТУ водителей ждут с распростертыми объятиями.

Татьяна Мацкова