ГогольFest: на пять дней Мариуполь стал культурной столицей Украины

Первый фестиваль современного искусства собрал в нашем городе более 30 тысяч зрителей и подарил всем его участникам невероятные эмоции и впечатления

03 мая в 18:15

Наш приморский город с 27 апреля по 1 мая принимал грандиозный фестиваль ГогольFest. Мы давно не видели такого количества звезд, культурных деятелей, их поклонников из разных городов страны и мира, собравшихся здесь в одно время. Без преувеличений: фестиваль современного искусства ГогольFest – это лучшее, что могло случиться с нами.

Море музыки

Фестивальные события проходили на нескольких локациях. В Городском саду бывшая танцплощадка, где снимали культовый фильм 80-х «Маленькая Вера», снова попала в историю – здесь была оборудована главная музыкальная сцена Startup ГогольFest. В течение пяти вечеров на нее выходили звезды современной украинской и зарубежной эстрады.

Открыли фест неподражаемые Dakh Daughters. Девушки из фрик-кабаре исполнили композиции из нового альбома Air, а затем и известные хиты, в том числе Rozy/Donbass – клип на эту песню набрал 1,4 миллиона просмотров. Dakh Daughters раскачали и завели публику, мариупольцы пританцовывали и с удовольствием подпевали. И даже «пускали» волну под песню «То моє море». Каждая композиция «дочек» – это отдельный мини-спектакль, девушки легко переходили с украинского на английский и немецкий, обменивались музыкальными инструментами. В завершение они вышли на сцену с флагом Мариуполя и поблагодарили жителей за то, что они отстояли город, ставший украинским форпостом.

Хедлайнером второго музыкального дня была литовская певица, поэтесса Алина Орлова. В нашем городе девушка побывала впервые, но смогла растопить сердца мари­упольских зрителей: романтичная и утонченная, она листала на сцене блокнотик с рукописными текстами своих песен.

Из открытий этих дней – выступление швейцарской группы Kadebostany и социальное кукольное кабаре «ЦеШо». Kadebostany собрали, пожалуй, самую большую зрительскую аудиторию. Эти ребята взорвали импровизированный танцпол – люди не просто наслаждались яркими номерами, но и танцевали. А потом артисты попросили всех включить фонарики на телефонах и сделали фото на фоне такого импровизированного звездного неба.

«ЦеШо» – новый проект основателя и президента ГогольFest Влада Троицкого. Четыре девушки и один парень в смешных костюмах и вязаных шапочках исполняли песни на остро социальные темы.

«Суть проекта в том, что это театр и музыка. У каждой песни есть свой сюжет и месседж, который мы хотим донести. И это для нас главное, – поделилась с «Ильичевцем. Город» Маричка Штырбулова. – Верим, надеемся, что в какой-то степени для мари­упольского зрителя будет удивлением, что с помощью музыки, искусства, интересного, яркого, веселого, можно поднимать серьезные проблемы».

Но главная изюминка – оформление сцены: на заднем плане – стрит-арты родного Мариуполя, а на переднем – кукольные копии каждого артиста.

Отличное настроение подарили зрителям группа Pianoбой и ее солист Дмитрий Шуров, коллективы «Один в каноэ», Vivienne Mort, Sinoptik. Ярким финалом феста стало выступление мегапопулярной за рубежом и в Украине этно-группы «ДахаБраха», артисты которой исполняют народные песни в аутентичной манере.

Кроме того, все пять дней на водной станции (бывший азовстальский яхт-клуб) работала ночная сцена – здесь «отрывались» поклонники альтернативной музыки.

Огни рампы: от восторга до шока

Не менее насыщенной была и театральная программа – для взрослых и детей в рамках ГогольFest показали почти два десятка мероприятий, которые проводились во дворцах культуры «Украинский дом» и «Молодежный», а также платформе «ТЮ» и в кукольном театре. Нередко постановки совпадали по времени, поэтому театралам приходилось сделать непростой выбор в пользу более интересного с их точки зрения представления.

В первый день Startup ГогольFest показали скандальный спектакль «Мій дід копав. Мій батько копав. А я не буду», в котором актеры из Украины и Польши через призму индивидуального опыта исследуют общее и личное прошлое своих стран. Как отметили в ДК «Молодежный», впервые на их сцене актеры писали, ездили на велосипеде и рассыпали землю. Артисты бросали в зал чернозем и ходили по креслам над головами сидящих.

Не все зрители приняли театральный перформанс «Червоне весілля», также показанный в «Молодежном».

«Это реконструкция раннесоветской свадьбы, – рассказала автор идеи и драматург Виктория Миронюк. – Мы пытаемся посмотреть на этот ритуал с расстояния ста лет, подумать над тем, актуальны ли идеи того времени сейчас».

Фишкой показа было то, что жениха и невесту выбирали из числа зрителей, которые перед входом получали что-то вроде билетов быстрой лотереи.

Многих поразил одиозный спектакль «Виталик» от Дикого театра с пометкой «18+». Постановка о непростой «мужской доле» с использованием крепкого словца и непристойных выражений и жестов то и дело срывала аплодисменты и провоцировала хохот в зале. Сюжет основан на документальной пьесе «Улисс» нашего земляка, некогда работавшего журналистом в Мариуполе, Виталия Ченского, который, по сути, писал о себе самом, безжалостно выставив напоказ все свои мысли, чувства и политические взгляды.

«Я взялся за это произведение, поскольку эта история достаточно честная, мы очень хотели привезти этот спектакль в Мариуполь. Виталик – не выдуманный персонаж, поэтому нам интересно было работать с материалом. Мы понимали, если не возьмем эту историю, за нее никто больше не возьмется – побоятся», – рассказал режиссер Дикого театра Максим Голенко.

В то же время мы надеемся, что тот украинский Мариуполь, который авторы постановки увидели в эти дни на фесте, убедит их, что в нашем городе все меньше таких бесхребетных «виталиков», которым незнакома гордость за свою страну и чувство патриотизма.

Отметим, что на протяжении всех фестивальных дней приезжие театральные деятели с радостью делились своим опытом с мари­упольскими молодыми артистами – наш молодежный театр «Театромания» вынес для себя много важных уроков.

Ключик к каждому зрителю

Известный во всем мире хореограф Гил Керер вместе со своей труппой из Израиля представили на суд зрителя три постановки под названием «Dive – 1, 2, 3». Все они для Гила автобиографичны, так как основаны на личных переживаниях.

«Объединяет все эти три части эмоцио­нальная связь, искренность, открытость, ранимость и вместе с тем мощь», – рассказывает хореограф.

Публика оценила выступление танцоров бурными аплодисментами и криками «Браво!». К слову, Гил со своей командой приехали в Украину впервые, и первым украинским городом, где они выступили, стал Мариуполь.

Организаторы фестиваля не забыли и о самых маленьких зрителях. Одной из наиболее ярких работ можно назвать сказку-притчу «Кот, который гуляет сам по себе» от Театра анимационного искусства, созданную по мотивам одноименной сказки Редьярда Киплинга. Постановка заворожила с первых минут действа не только детей: в спектакле гармонично сочетается искусство драматического театра, театра кукол и театра теней, а также компьютерная анимация и музыкально-звуковое сопровождение. Это своего рода живой мультфильм, который создается здесь и сейчас.

«Изначально этот спектакль был моей дипломной работой, но тогда не было красивой проекции, музыка не была оригинальной. В Киеве я нашла единомышленников, вместе с которыми усовершенствовали постановку, сделали ее технически более сложной. Мы впервые выехали с этим спектаклем из Киева и теперь играем его в Мариуполе», – рассказывает режиссер Екатерина Тушдер.

Для любителей украинского кино в кинотеатре «Победа» проходила обширная программа с показами художественных фильмов и мастер-классами. Журналист «Громадського» Богдан Кутепов, один из тех, кто рассказывал о секретах мастерства, снял видеопрогулки по Мариуполю с местными блогерами.

Одно культурное пространство

ГогольFest для Мариуполя – это своеобразный катарсис, который пережил город в эти пять дней. И он не только о современном искусстве, которое объединяет, создает коммуникацию между творцами, художниками и зрителями. Он в большей степени о возрождении, об изменениях самого города и каждого его жителя.

«Важно, насколько вы готовы это принять, – говорит Влад Троицкий. – Понятно, что сейчас происходит больше инициация. Другое дело: или я посмотрел, «Вау!» и потом вернулся к своим пасочкам, в свою песочницу, или все-таки пытаюсь подняться с привычной удобной лежанки и что-то делать».

И в сотый раз отвечая на чей-то вопрос, при чем тут писатель Гоголь, Троицкий сказал: «Гоголь – это повод отправиться в путешествие».

Ну а если рассматривать в целом подготовку к фестивалю в Мариуполе, то самым сложным было именно добраться сюда, отмечает Троицкий. Да и не он один. Рокеры из группы Sinoptik прямо на сцене заявили, что в следующий раз приедут к нам только на поезде, потому что добираться на авто – серьезное испытание.

В последний день феста в одном поезде приехали в Мариуполь группа «ДахаБраха» и министр инфраструктуры Владимир Омелян. В пути он общался с пассажирами, спрашивая, как им путешествие «Укрзалізницею», проинспектировал купе, плацкарт и СВ и понял, что в поезде не хватает вагона-ресторана и кондиционеров. Обещал после этой поездки обсудить удобные пассажирские графики курсирования поездов, в том числе ускорение на участке Киев – Мариуполь.

Также Омелян поделился, что в 2018 году планируется выделить около полумиллиарда на ремонт автодороги Запорожье – Мариуполь:

«Мариуполь не имеет качественного дорожного сообщения ни с одним из городов Украины. Железнодорожное сообщение тоже вызывает нарекания – его недостаточно, много прямых поездов отменено. Если мы говорим о реинтеграции территорий, то она должна начинаться с инфраструктуры, с соединения всей Украины качественными путями и удобным безопасным транспортом».

И конечно, министр не смог пропустить ГогольFest: «Проведение фестиваля современной украинской культуры именно в Мариуполе крайне важно. Где нет украинской культуры – там появится культура вражеская. Это невероятное современное культурное мероприятие, которое дает новое дыхание Мариуполю – не только как форпосту западной цивилизации на Азовском море, но и как культурной столице. Ассоциация с Западным Берлином просто поразительна».

Мариупольцы еще долго будут вспоминать грандиозный фестиваль.

«Считаю, для Мариуполя это шикарное мероприятие. Чем больше такого, тем лучше, однозначно! Это очень круто! С точки зрения театра меня очень впечатлил KLIM. SlowArtSet. Вот только приехал с оперы «Иов» – это потрясающе, не классическая опера, а симбиоз перформанса и музыки, изобразительного искусства. Очень понравилось! Из концертов, естественно, Kadebostany, все об этом гудят, говорят. Открыл для себя "ЦеШо"», – ­делится мариупольский фотограф Роман Сафронов.
«Есть чему поучиться. Я сказал ребятам: все современные постановки только с использованием современных световых и других приборов. Придумать можно все что угодно. Когда показывали оперу «Иов», на сцене было все наше, они просто добавили те моменты, которых у нас, к сожалению, нет. Во время исполнения использовали наш рояль, после представления я первым делом подошел к инструменту, чтобы убедиться, что он цел и в рабочем состоянии, к счастью, все в порядке. И еще убедился, что возможности нашей сцены просто колоссальны!» – рассказал директор Дворца культуры «Украинский дом» Игорь Павлюк.

Синтез культур

Dakh Daughters рассказали о своей миссии и источниках вдохновения

Часовое общение участниц фрик-кабаре Русланы Хазиповой и Анны Никитиной с фанами проходило в легкой и непринужденной атмосфере, встреча состоялась в Городском саду рядом с главной сценой.

На вопрос, как родилась идея создания фрик-кабаре Dakh Daughters и была ли уверенность, что проект «выстрелит», Анна Никитина ответила:

«Все началось пять лет назад, проект появился не на пустом месте. Все участницы коллектива на тот момент являлись драматическими актрисами, играли в театре «ДАХ» Владислава Троицкого – он наш отец и учитель. Мы собирались ехать в Париж с гастролями, за пару месяцев до этого события я подумала, что было бы неплохо иметь какой-то музыкальный проект, чтобы выступить во французском кабаре, девушки без колебаний согласились. Начали работать, а потом показали все это Владу, он придумал костюмы, грим, визуальную часть шоу. Первый концерт мы дали в театре «Монфор» в Париже. Последующие три года показали, что наше творчество более востребовано за рубежом, нежели в Украине, но сейчас ситуация меняется, я вижу, что в нашей стране появился запрос на настоящее искусство, и это не может не радовать».
«Проект был рожден не потому, что мы видели вектор, куда двигаться, и что это нам может принести, а потому что мы не могли этого не делать, – отметила Руслана Хазипова. – Мы являемся культурными дипломатами, которые проводят нацию через призму всего мира, рассказывают, что есть такая страна Украина и в ней живут люди – неравнодушные и душевные».

На вопрос о значении грима, который придает артисткам вид фарфоровых кукол или клоунесс и служит визитной карточкой фрик-кабаре, Руслана Хазипова ответила, что краска на лице дает свободу самовыражения в творчестве, позволяет синхронизироваться с окружающим миром.

По словам участниц коллектива, успех лично для них измеряется количеством и качеством людей, которые готовы идти за ними, а Dakh Daughters считается в мире самобытным продуктом благодаря синтезу украинской культуры с культурами других народов, именно это служит источником вдохновения и дает неисчерпаемую силу для творчества.

Показывает мэтр

Железная клетка, вентиляторы и раскуроченный рояль на сцене – зрителю было о чем подумать

Одними из самых ярких и запоминающихся можно назвать, без сомнений, театральные проекты основателя и президента фестиваля – Влада Троицкого. Первым мариупольцы увидели спектакль-плач «Собачья будка. Вид сверху. Вид снизу» от театра «Дах» – в арт-пространстве платформы «ТЮ» был аншлаг.

«Собачья будка» – это, по сути, тюрьма для всего народа, аллегория государства. Зритель здесь не пассивный, а активный участник театрального действа.

«Идея создания спектакля пришла в 2010 году, сразу после прихода Виктора Януковича к власти, – рассказывает Троицкий. – Наша беда в том, что мы сами заточили себя в клетку и смирились с унижением. Эта тема актуальна во все времена, и не только в Украине».

В числе иностранцев, прибывших в Мариуполь на ГогольFest, – француженка Агнес Хуберт.

«Поездка в Мариуполь – лучший способ изучить Восточную Украину. Не обязательно знать украинский или русский язык, чтобы воспринимать искусство, артисты говорят со зрителем на универсальном языке», – поделилась Агнес.

Еще один спектакль Троицкого, прошедший с аншлагом, – KLIM. SlowArtSet. Это коллаж сцен и эпизодов, собранный из частей разных пьес украинского драматурга Клима, которого Троицкий считает не только выдающимся режиссером и драматургом конца ХХ – начала ХХI века, но и своим другом и учителем.

Авторское кинетическое представление о встрече, любви и разлуке от Влада Троицкого «Но ветер» поражает своей атмосферностью, проникновенностью и лиризмом. За время спектакля не прозвучало ни одного слова – только живая барабанная музыка и интершум. Декорациями служат десятки вентиляторов, полиэтилен и видеопроекции.

Оперу «IYOV» – мистическое театральное действо о библейском персонаже Иове, его отчаянии, жертвенности и поиске себя от Влада Троицкого и композиторов Романа Григорива и Ильи Разумейко можно по праву считать гвоздем фестиваля. Это произведение впервые в истории мировой музыки соединяет оперу, реквием и ораторию. Изюминкой исполнения является использование препарированного рояля (его звук создается с помощью различных предметов, которые помещаются на струны или между ними либо на молоточки) и нетипичных приемов игры на ударных инструментах.

Юлия Франжева, Анастасия Дмитракова, Екатерина Разводова