«Евробляхи» исчезнут?

10 июля 2018 в 19:02

Автомобили из-за границы намерены легализовать – но это ударит по карману владельцев

В Верховную Раду были внесены законопроекты, которые должны решить проблему так называемых авто на «евробляхах». Украинцам собираются разрешить растаможивать машины на еврономерах, которые не соответствуют экологическому стандарту «Евро-5». Речь идет об авто, выпущенных до 2010 года. Кроме того, документы усиливают контроль над ввозом и использованием автомобилей с европейской регистрацией. Законопроекты вызвали волну обсуждений, есть мнение, что если они вступят в силу, то «евробляхи» могут исчезнуть с украинских дорог, поскольку их растаможка будет не по карману украинцам.

Невозможно привлечь к ответственности

Покупка подержанной машины за границей в несколько раз дешевле, чем в Украине, однако растаможить такой автомобиль – та еще проблема. Хорошо, если он соответствует стандарту «Евро-5»: тогда, расставшись с определенной суммой, вы получаете украинские номера. А если нет – машина ездит с выданными в Европе, кроме того, каждый год авто должно выехать из страны и снова въехать (при режиме «временного ввоза»). 

Такое положение вещей причиняет неудобство не только владельцам подобных авто.


Фото Владислава Лупаненко: Пробег за доступную растаможку. Владельцы автомобилей на еврономерах неоднократно привлекали внимание к проблеме.

Некоторые украинцы считают, что с тех пор, как нашу страну заполонили машины на еврономерах, ездить по дорогам стало еще опаснее. У водителей нет четкой уверенности, что, в случае если в них влетит нерастаможенный автомобиль, им возместят убыток, а самого виновника найдут.

По данным Нацполиции, в 2017 году в Украине произошло более 10 тысяч ДТП с участием авто с иностранной регистрацией, или 6% от общего количества автомобильных аварий в Украине. В  первом квартале 2018-го количество таких ДТП выросло до 8,5%. В Мариуполе в этом году был лишь один случай дорожно-транспортного происшествия с  авто на «бляхах» – он произошел в конце июня. Автомобиль предположительно на иностранных номерах совершил наезд на припаркованную машину. Водитель с места происшествия скрылся, сейчас ведутся поиски, отмечает старший инспектор отдела розыска и обработки материалов ­дорожно-транспортных происшествий Управления патрульной полиции в Донецкой области Екатерина Литвиненко.

Что предлагают

По словам руководителя общественной организации «Автоевросила» в Мариуполе Сергея Кожемякина, по улицам нашего города ездит 300 машин с иностранной регистрацией. Большую часть из них сегодня растаможить просто нельзя – они не соответствуют экологическому стандарту «Евро-5», поскольку выпущены в 1998-2000 годах.

Решить проблему засилья автомобилей на еврономерах призваны законопроекты народного депутата Украины, председателя Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной. Их два – №8487 и №8488: один направлен на снижение акциза на растаможку автомобилей, пригнанных из-за рубежа, второй – усиливает ответственность за использование нерастаможенного автомобиля. Правда, пока их даже не выносили на повестку дня сессии.

Вдогонку

Вслед за инициативой Нины Южаниной группа депутатов предложила еще один законопроект касательно автомобилей с еврорегистрацией. Его суть: пониженные ставки акцизного налога на ввозимые автомобили; продление до конца 2020 года действия нормы об освобождении от НДС операций по ввозу электромобилей и др.

В случае принятия законов украинцы смогут ввезти транспортное средство любого года выпуска, но акцизный налог на старые авто будет выше из-за «возрастного» коэффициента. Согласно предлагаемым изменениям, в основе расчета акцизного налога на автомобиль – базовые ставки для единицы авто: с бензиновым двигателем – 50 евро, с дизельным – 75 евро, с применением к ним коэффициентов. Никаких льгот не предусмотрено.

Норма «Евро-5», которая до сих пор делала невозможным таможенное оформление и регистрацию в Украине машин, выпущенных до 2010 года, законопроектом отменяется. Если документы будут приняты в том виде, в каком они выложены сейчас на сайте Верховной Рады, граждане, пользующиеся авто с еврономерами, будут иметь 180 дней с даты внедрения нововведений для регистрации транспортного средства по украинскому законодательству. Если кто-то не успеет, он будет оштрафован за нарушение таможенных правил.

На вес золота

Общественная организация «Автоевросила» в целом одобряет предложенные Ниной Южаниной законопроекты, однако владельцы авто с иностранной регистрацией недовольны большой ставкой акциза. Утверждают, что базовая ставка в 50 евро для бензиновых двигателей и 75  для дизельных – это очень дорого. Владельцам машин 1990-х – начала 2000-х годов придется отдать за растаможку сумму, равную стоимости автомобиля.

По мнению Сергея Кожемякина, если введутся эти акцизы, люди  не будут растаможивать машины на еврономерах – нет смысла. Таким образом, украинцы лишатся доступных авто. «В странах Европы расходная часть растаможки автомобиля, пригнанного из другой страны, – 500 евро. Это максимальная сумма, независимо от марки и года выпуска машины. Наша организация будет обсуждать с Ниной Южаниной акцизы», – отметил руководитель «Автоевросилы».

Мариуполец Алексей свою первую машину на «бляхах» приобрел в марте этого года. Узнав о законопроекте, подсчитал, сколько, согласно документу, будет стоить украинская регистрация для его Volkswagen Passat B5 2005 года.

«Покупка обошлась мне в 2 тыс. долларов, растаможка будет стоить примерно столько же, – отметил Алексей. – Я бы с удовольствием поставил автомобиль на украинскую регистрацию, стал его полноценным хозяином. Сейчас машина принадлежит литовской фирме, а у меня есть право вождения по доверенности. Если примут закон с сегодняшними акцизами, мы продолжим отстаивать доступную растаможку. Считаю, для авто до 2010 года выпуска она должна быть не более 500 евро – эти деньги я готов заплатить».

Анна Шишман