Десять минут о первом Дне города

06 сентября 2017 в 19:00


Мариуполь впервые отметил праздник 30 лет назад – об этом снят документальный фильм

Операторы народной любительской киностудии «Пламя» Дворца металлургов Юрий Цымбалюк, Николай  Чухлиб и Анатолий Новиков запечатлели на цветной кинопленке фрагменты этого нового для нашего города праздника, смонтировали их. К делу авторы отнеслись очень серьезно: отснятый материал был проявлен не где-нибудь, а на Киевской студии научно-популярных фильмов, в то время славящейся новейшим технологическим оборудованием.

Пользовался успехом

Фильм получился ярким, мажорным и, конечно, «идейно выдержанным». В 1987 году руководящей и направляющей силой была КПСС. Название ленте дали без затей – «День города». Она демонстрировалась в местной киносети в качестве киножурнала к художественным фильмам и имела довольно большой успех у зрителей, особенно тех, кто заметил себя или своих близких среди празднующего народа.

Копия произведения кинолюбителей дошла до этих дней благодаря двум нашим землякам: Вилию Котенко и бывшему директору кинотеатра «Савона» Жанне Данченко. Вилий Михайлович, будучи директором конторы кинопроката, собирал все фильмы – и художественные, и документальные, которые имели хотя бы отдаленное отношение к нашему городу. Он же организовал хранение работ местных кинолюбителей, выписал из Госфильмофонда СССР копии рабочего материала кинохроники, снятой в Мариуполе в довоенные годы, и уникальный киносюжет о первых днях освобождения города в сентябре 1943 года. Все это богатство содержалось в идеальном порядке. Заметим, перечисленное выше вовсе не входило в его обязанности. Так, веление сердца и любовь к родному ­городу.

Но в середине девяностых годов прошлого столетия отлаженная как часы система союзного кинопроката развалилась, нашлись шустрые люди, которые по-своему распорядились одним из лучших в Украине предприятием, созданным усилиями Котенко, который к тому времени, к сожалению, преждевременно ушел из жизни. Неизвестно куда делось оборудование, остался без хозяина богатейший фильмофонд. Вот тогда-то и пригодилась деловая хватка и инициативность Жанны Данченко. Она приняла на хранение все фильмы. Их перевезли в руководимое ею зрелищное учреждение. И надо сказать, фильмокопии не лежали мертвым грузом, их периодически использовали для ретропросмотров, а хроника широко используется всеми тремя городскими телеканалами.

Мариуполь и его люди

Но вернемся к фильму, снятому 13 сентября 1987 года. Что же увидели зрители? Прежде всего панораму утреннего города и, конечно же, старую водонапорную башню. Только после этого появилось название фильма. Потом следовало море знамен союзных республик, группа ветеранов, школьницы с гирляндой из хвои и цветов, смена пионерского караула у памятника Макару Мазаю, кавалькада всадников в буденовках как воспоминание о гражданской войне, гуляющая публика. И «джентльменский набор» парадного фильма тех времен: искры от разрезаемого металла, плавка в мартеновском цехе, состав с готовой продукцией металлургического завода, моряки в рубке судна, комбайн среди пшеничного поля, люди на ­стройке и т.п.

Как ни странно, в дикторском тексте прозвучала только одна фамилия – дважды Героя Социалистического Труда Григория Горбаня. А ведь в объективы кинокамер попали и другие известные люди. Это Герои Соцтруда сталевар Владимир Клименко, строитель Мария Короткая, генеральный директор комбината имени Ильича Николай Гуров, вручающий грамоты передовикам производства, ильичевский сталевар Валентин Лазаренко, Вилий Котенко на открытии видеосалона – новинки тех времен. А еще поэт Павел Бессонов, читающий стихи на эстраде Городского сада, известный художник-медальер Ефим Харабет, заместитель главного редактора «Приазовского рабочего» Валерий Комаров, который нацелил свой фотоаппарат на гуляющую публику в Театральном сквере. И лишь в одном кадре мелькнуло руководство города.

В финале зрители увидели красавиц украинок в сорочках-выши­ванках, веночках, намистах и с караваями хлеба в руках. В фильме много панорам города, снятых с верхних точек и запечатлевших вид нашего города конца восьмидесятых годов XX века, что, конечно, увеличивает ценность работы кинолюбителей. Да и в целом она представляет собой в известном смысле исторический документ, тем более что сейчас уже имеются ее цифровые копии, что может обеспечить сохранность на долгое время. В последующие годы Дни города проводились и многолюднее, и ярче, и масштабнее, и с другим смысловым наполнением, но этот – образца 1987 года – был первым, и хорошо, что о нем осталась некая материальная память.

Сергей Буров