«Дерево жизни» и «Бориветер»: доступны на два дня

06 февраля 2018 в 14:50

Мариупольцам показали уникальные мозаичные панно

В минувшие субботу и воскресенье любой желающий мог увидеть мозаики, созданные в середине 1960-х годов известными украинскими художниками, в том числе Аллой Горской.

Находятся произведения монументального искусства на последнем этаже бывшего ресторана «Украина» («Аристократ»), который сейчас принадлежит частному лицу и по объективным причинам уже несколько лет закрыт. Благодаря проекту «Желтая линия» мозаики «Дерево жизни» и «Бориветер» хотя бы на короткий период стали доступны мариупольцам.

Фото Анжелики Романовой. Панорама сыграла свою роль. По воспоминаниям художника Бориса Плаксия, вместо этого изящного сокола-пустельги (укр. боривітер) на панно должна была быть изображена птица-борец, но художники, увидев открывающийся с последнего этажа ресторана простор и море, изменили первоначальный эскиз.

«Выставки «Желтая линия» – это то, на что мы хотим обратить внимание, что нам, исследователям, художникам, ценителям искусства советского периода, кажется очень важным. Неправильно, что в музейной работе часто обходят искусство того времени», – говорит куратор проекта, искусствовед Евгения Моляр.

По ее мнению, панно «Бориветер» и «Дерево жизни» – одни из самых выдающихся произведений монументально-декоративного искусства советского периода:

«Нам кажется несправедливым, что искусство, созданное для публичного пространства, сегодня недоступно публике. Мы попытались хотя бы таким образом вернуть зрителям возможность увидеть эти произведения».

Фото Анжелики Романовой. Обыкновенное чудо. Элементы мозаики «Дерево жизни» расположены под разными углами, это создает удивительную картину: панно как будто движется, если смотреть на него с нескольких ракурсов.

Организаторы распечатали тексты из дневника Аллы Горской, где она ежедневно записывала, детально и пошагово, что и как делали художники, работая над этими мозаиками в Мариуполе. Лаконичные и специфические записи дают возможность понять сложный процесс создания панно и взаимоотношения в группе авторов.

«Именно в Мариуполе сосредоточены наиболее значимые произведения декоративно-монументального искусства Украины советского периода. Таких работ много на востоке страны, – рассказывает Евгения Моляр. – Почему так? Это богатый промышленный регион, в то время создавалась культурная, социальная инфраструктура, сюда приглашали самых лучших художников Украины, и они с удовольствием ехали. Ну а некоторым, например Алле Горской, еще и не давали работать в Киеве».

Директор городской исторической библиотеки имени Михаила Грушевского Наталия Кораблева благодарна организаторам за возможность увидеть мозаики Аллы Горской, о которых так много слышала и читала:

«Это имеет большое значение для жизни нашего города – можно прикоснуться и посмотреть своими глазами. Фотографии не передают всей той мощи, монументальности, энергетики этих работ, игры света и цвета».

Наталия отмечает: так получилось, что все основное творчество Аллы Горской сегодня сосредоточено здесь, на Востоке Украины, в Киеве мозаика ее авторства сохранилась лишь на фасаде ресторана «Вітряк». Когда по идейным соображениям Аллу Горскую исключили из Союза художников и не давали работать в столице, заказы, которые она получила в Донецкой области, позволили остаться на плаву.

Искусство не для всех

Наслаждались красотой уникальных панно в ресторане «Украина» жители и гости города недолго. Созданное в 1967 году «Дерево жизни» уже в 1972-м было зашито кирпичом. Его открыли в нынешнем столетии. И до сих пор в верхней части мозаики торчат металлические штыри, на которых держалась обшивка. Третьей работе, созданной в соавторстве с Аллой Горской, панно «Цветущая Украина», повезло больше – она практически всегда была в открытом доступе в гастрономе (сейчас супермаркете), расположенном рядом. Хотя попытки спрятать мозаику предпринимались.

Чтобы показать контекст, в котором находятся «Бориветер» и «Дерево жизни», авторы проекта «Желтая линия» перед входом в зал с уникальными панно разместили фотографии мариупольских мозаик, сделанные молодым фотографом Николаем Корышкиным.

Также на двух экранах посетители могли увидеть документальные фильмы о Мариуполе Анатолия Татаренко и Евгения Никифорова.

Анастасия Дмитракова