Бюджетный дефицит обрушится на плечи педагогов?

11 февраля 2012 в 00:00

В районных профсоюзных организациях работников образования Мариуполя в минувшую среду прошли отчетные собрания. На одном из них побывал «Ильичевец». Освитяне поднимали самые проблемные вопросы и говорили эмоционально о наболевшем.

Отчитываясь о работе своей организации, председатель педагогического профсоюза Ильичевского района Жанна Шмарова отметила, что за 2011 год консультации получили более 150 педагогов по вопросам оплаты труда, восстановления доплат и надбавок, выплат вознаграждений, материальной помощи и многим другим. Под аплодисменты коллег грамоты районного совета профсоюзов получили Сусанна Комарова (ДДУ № 140), Татьяна Серова (СОШ № 42), Татьяна Рудницкая (СОШ № 46), Алла Довгань (ОШ № 30), Алла Койчева (ОШ № 44). Торжественная часть собрания этим и ограничилась, главный же вопрос повестки дня – дефицит бюджетных средств.

Жесткая экономия

«В нашем городе сложилась негативная практика экономии на заработной плате, - обратилась к собравшимся Жанна Шмарова. - руководители учебных учреждений вынуждены ежемесячно экономить от 3 до 20 тысяч грн., вплоть до сокращения ставок обслуживающего персонала. По-прежнему не всегда оплачивается учителям замена уроков, учебный материал просто сворачивается. Есть и другие примеры. Если по штатному расписанию в учреждении должно быть по две ставки прачки, повара и дворника, фактически сокращают до одной. Нормы потребления электроэнергии, воды, услуг связи, установленные соответствующими структурами, занижены более чем на 30%. В случае их перерасхода оплата услуг производится за наличные средства работников либо родителей.

В других городах нет такой жест­кой экономии, есть передвижка денежных средств с последних месяцев года. К примеру, в конце 2011-го Кабинет министров Украины выделил 871 млн грн. на покрытие недостающих сумм тем городам, которые не экономили.

К слову, 2011 год был объявлен годом образования, прошел съезд учителей, но, к сожалению, приоритетные направления социальной защиты педработников определены не были, без чего невозможно взрастить хорошие кадры. Так, у молодых специалистов очень низкая заработная плата. Придя в школу, педагог получает немногим более младшего обслуживающего персонала. Молодежь в учебных учреждениях не задерживается.

Профсоюз по-прежнему встревожен нехваткой бюджетных средств, сегодня дефицит составляет порядка 44 млн грн. На недавней встрече с работниками сферы образования мэр города Юрий Хотлубей говорил о том, что финансовые проблемы не должны лечь на плечи педагогов - может быть, нас наконец услышат? Руководители учебных учреждений являются заложниками ситуации: с одной стороны, жесткая экономия, с другой – живые люди».

Родительские взносы лишают техперсонал доплаты

«Острой остается проблема с дезсредствами, которые в основном приобретаются за родительские деньги. Из горбюджета выделяется всего 57,7% от необходимой суммы, - отмечает Жанна Шмарова. - Моющие средства не ставят на приход, не списывают, а значит, и не используют в учреждениях образования. Таким образом, техперсонал лишается 12% доплаты за использование дезинфицирующих средств».

Три предмета и более

Рита Хохлова (ОШ № 45) остановилась на одной из самых больных тем для освитян – оплате за ведение трех-четырех предметов: «Если учитель имеет квалификацию по одному из предметов при нагрузке 17 часов, всего три из них оплачиваются по тарификации (к примеру, высшей категории), а остальные 14 часов платят как специалисту. Профком написал множество писем в разные инстанции, и ситуация сдвинулась с места: с 18 января должны были произвести перерасчет. Но, по информации бухгалтерии, средств и на это нет».

О командировочных можно забыть?

По мнению профсоюзного лидера ОШ № 46 Татьяны Рудницкой, программа «Учитель» фактически не работает: «В этом году столкнулась лично с этой проблемой. Поучаствовав в конкурсе «Учитель года» в номинации «украинский язык и литература», заняла первое место по Мариуполю. Затем направили на област­ной конкурс в Донецк. Командировочные расходы и двухдневное проживание в другом городе пообещали оплатить, но воз и ныне там. Съездила за свои деньги. А руководители по-прежнему призывают нас участвовать и отстаивать престиж города». Выступление Татьяны Николаевны вызвало бурное обсуждение среди педагогов и вопрос: «Мы думаем о престиже города, а город не думает о нас?».

По словам Жанны Шмаровой, профсоюзные организации, «чтобы «не наказывать» людей, выплачивают им материальную помощь, а ведь эти деньги могли бы получить члены профсоюза, нуждающиеся в оздоровлении…».

За «Образцовый» не доплачивают

«Периодически мы сталкиваемся с проблемой нехватки средств на заработную плату, - подчеркивает руководитель одного из кружков Ильичевского ДДТ Елена Тищенко. - Приходится сокращать рабочие места: вместо четырех техничек у нас работают только две. Если кто-то из них уходит на больничный, для напарницы убрать всю территорию не представляется возможным. К тому же в нашем ДДТ есть коллективы, которые носят звания «Образцовый» и «Народный». К сожалению, за эти звания педагоги не получают доплат в связи с нехваткой финансирования. По закону они могут начисляться из сэкономленных средств. А как? Ведь не хватает даже на зарплату. Заинтересованность преподавателей пропадает. Но каждые пять лет мы подтверждаем звания, и ни для кого не секрет, что на это уходят внушительные личные средства руководителя кружка».

Слишком агрессивно

Высказала свое мнение и присутствовавшая на собрании директор ОШ № 47 и член коллегии управления образования Нина Воробей: «Сегодня в районах проводятся отчетные собрания, и члены коллегии участвуют в них для того, чтобы знать, о чем говорят педагоги и совместно обсудить проблемы. Вопросы, о которых вы сегодня с болью говорили, озвучивались и в присут­ствии городского головы: начиная от заработной платы и заканчивая ремонтами учебных заведений. Мы надеемся, что город найдет выход и решит их. Почему нет денег? Неоднократно объяснялось: сегодня наполняемость классов в городе не соответствует нормативам. Есть школы, где в классах учатся 16 - 17 детей, а есть и с наполняемостью 30 учеников. Чем больше учебное учреждение, тем хуже ситуация с заработной платой и количеством денег на одного ребенка. Кроме того, необходимы средства на содержание здания».

Нина Воробей призвала коллег поднимать вопросы не так агрессивно, а в прессе освещать не только негатив, но и позитив. Честно говоря, мы бы и рады, но эмоциональные выступления педагогов больше похожи не на агрессию, а на крик о помощи.

 
0 Console 0.0448 s Load Time 4.02 MB Memory Used 4 Queries Database vars & Config 71 Files