Большое искусство начинается с малого

27 ноября 2018 в 20:00

Фортепианные аккорды, тонкий голосок скрипки, пронзительные звуки духовых инструментов, многоголосие детского хора – все это слышишь каждый раз, когда открываешь дверь любой музыкальной школы. Бывая иногда в школах эстетического воспитания, я вижу те же инструменты, что и в те годы, когда училась сама.

Учебное фортепиано орехового цвета, стоявшее в классе и пережившее не одно поколение учеников, стало за несколько лет знакомым, а его клавиши были на удивление послушны. А вот концертный рояль на сцене, за которым учащиеся сдавали экзамены или выступали на самодеятельных концертах, я сразу же невзлюбила – его клавиши были куда менее податливыми слабым детским пальцам, наверное, из-за того, что играли на нем меньше, чем на учебных «рабочих лошадках». Да и сидеть было не очень удобно: преподаватели подкладывали на обычный стул дополнительное сиденье.

И вот спустя много лет на Всеукраинском фестивале юных исполнителей «Музичний листопад» – та же картина: чтобы усадить юное дарование за рояль, ему ставят… стул на стул. Сложно чувствовать себя уверенно, сидя на таком «насесте». Именно по таким мелочам видно, что искусство привыкло обходиться малым.

Покупка дорогого концертного рояля – это хорошо. Но одно дело – один-единственный инструмент, и другое – несколько удобных регулируемых стульчиков для детей.

А чтобы в Мариуполе было кому солировать на новых роялях, неплохо бы позаботиться об условиях обучения будущих исполнителей и о тех, кто учит детей, – кто не только поправит пальцы на клавишах, но и увлечет интересными рассказами, сумеет привить любовь к классической музыке и, наконец, вдохновит своим примером.

Однажды на том самом «вредном» рояле показывал мастер-класс мариупольский пианист, имени которого я не запомнила в силу возраста, – он показался мне богом, способным пробуждать стихии. Из таких удивительных открытий и рождается желание учиться и познавать прекрасный мир искусства.

Людмила Ермишина