Блокада отнимет 80 миллионов у города

18 марта 2017 в 00:00

Ссылаясь на захват украинских предприятий и обострение ситуации в зоне АТО, Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял решение временно прекратить перемещение грузов железнодорожными и автомобильными путями через линию соприкосновения с 13:00 15 марта 2017 года. При этом для обычных граждан доступ туда и обратно по-прежнему открыт.

Патриот? Добро пожаловать в ВСУ!

Изначально украинское правительство осуждало организаторов торговой блокады, но после того, как самопровозглашенные республики объявили о «национализации» украинских предприятий на временно неподконтрольных Украине территориях, обострения конфликта между правоохранителями и блокирующими, многочисленных провокаций, политического пиара и общественного резонанса вокруг этой темы центральная власть решилась на блокаду грузоперевозок.

«Силами Нацполиции и Нацгвардии в зоне АТО не будет допущено никаких провокаций и никаких проявлений диверсионной или какой-либо активности, которая наносит вред безопасности страны. МВД, СБУ будут привлекать общественность, но не судимых, не провокаторов, а тех, кто реально хочет помочь государству обеспечить полный контроль за выполнением решения СНБО», – заявил секретарь Совета нацбезопасности Украины Александр Турчинов.

Полиция Донетчины уже создает систему контроля на железнодорожных и автомобильных дорогах – в районе поселка Верхнеторецкий открыт дополнительный блокпост, аналогичные посты появятся по всей линии разграничения.

Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что решение СНБО не относится к передвижению местного населения. «Решение не касается граждан и их личного имущества. Касается товаров в промышленных объемах, а не колбасы в сумках для семьи», – уточнил Аваков.

По словам губернатора Донецкой области Павла Жебривского, Госпогранслужба должна в ближайшее время утвердить новый порядок пересечения линии разграничения в Донбассе.

В пресс-службе же Донецкого погранотряда пока воздерживаются от каких-либо комментариев на эту тему.

Пострадают экономика и население

Вследствие потери собственниками контроля над украинскими предприятиями на временно неконтролируемых территориях Донецкой области бюджет Мариуполя лишится около 80 млн грн налоговых поступлений. В 2015-2016 годах ряд предприятий Группы Метинвест был перерегистрирован в Мариуполе. Среди них – Енакиевский метзавод, включая его Макеевский филиал, Енакиевский коксохимпром, Харцызский трубный завод, Комсомольское рудоуправление. В 2016 году эти предприятия перечислили в бюджет Мариуполя 92,8 млн грн, в бюджет области – 23,2 млн грн и 38,7 млн грн в государственную казну.

Заместитель городского головы Мариуполя Наталья Шепилова отметила: «Средства, которые мы ожидали получить, планировали направить на ремонты дорог, школ, освещение улиц и другие социально важные проекты».

Министерство финансов Украины предварительно оценивает негативное влияние блокады Донбасса на экономику страны в 1,3% ВВП. От блокады Донбасса Украина потеряет, в частности, 3,4 миллиарда долларов выручки от реализации металлопродукции, производимой по ту сторону линии разграничения. Украине дополнительно понадобится 2 млрд долларов для покупки угля для украинских ТЭЦ. По словам экспертов, пострадает машиностроение, существенно возрастет стоимость металла и проката. В результате отрицательное внешнеторговое сальдо увеличится с 5,6 миллиарда до 11 миллиардов долларов, а курс национальной валюты упадет до 32 гривен за доллар.

Для украинцев электроэнергия может подорожать до 38%, горячая и холодная вода – до 30%, газ и топливо – до 22%. Цены на украинские товары и услуги – хлеб, проезд в маршрутках, лекарства – повысятся в цене до 28%. Также «Укрзалізниця» поднимет стоимость билетов для пассажиров до 45%.

Жители неподконтрольных территорий говорят, что после захвата украинских предприятий боевиками оборвалась единственная ниточка, связывающая их с Украиной. Многие стремились работать на украинских предприятиях, так как там была нормальная зарплата и соцпакет, а после так называемой «национализации» им предлагают трудиться по законам непризнанных республик за меньшую сумму. Выехать на подконтрольную территорию они не могут, так как снимать жилье не за что.

Кто заплатит за безответственность?

Президент считает, что сценарий блокады писался не в Украине, поскольку направлен на внутреннюю дестабилизацию страны, в результате некоторые предприятия начали платить деньги вместо украинского бюджета в «бюджеты» самопровозглашенных республик.

Мнения парламентариев по поводу блокады грузоперевозок разделились: фракция «Самопомічі» открыто заявила о поддержке решения СНБО, а в «Оппозиционном блоке» требуют отменить его как противоречащее идее объединения страны и мирному урегулированию конфликта.

Реакция мирового сообщества не заставила себя ждать. Евросоюз хотел бы получить объяснения от украинских властей относительно решения СНБО и считает его противоречащим инклюзивной политике, в ООН в «национализации» предприятий увидели признаки военного преступления.

Петр Порошенко заявил, что украинская сторона готова отменить запрет на передвижение грузов, если предприятия на неподконтрольных территориях будут возвращены украинским владельцам и будет соблюдаться режим прекращения огня.