Без маршруток и на электробусах

20 февраля 2018 в 15:22

Министерство инфраструктуры разрабатывает транспортную реформу. Готовы ли к этой революции мариупольские перевозчики?

Правительство поддержало инициативу Министерства инфраструктуры по либерализации рынка регулярных автобусных перевозок. Постановления как такового еще нет, но, по словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, изменения будут: введут конкурс на межобластные автобусные маршруты по заявительному принципу, а также включены  требования о доступности городского и пригородного транспорта для лиц с инвалидностью. Причем сроки уже озвучены: к концу 2019 года люди с инвалидностью смогут въехать на коляске в каждую третью маршрутку, а с 2020-го – в каждую вторую.

Ставка на современность

Согласно новым правилам, преимущество на конкурсе будет отдано перевозчику, который предлагает низкопольные автобусы, электробусы, автобусы с большей категорией экологичности (от Евро 3 до Евро 6). Также перевозчику, который работал на маршруте без нарушений, предоставляется право продлить разрешение еще на 5 лет при условии инвестирования в обновление автопарка.


Фото Анжелики Романовой. Едем с комфортом. Уже сейчас горожане выбирают коммунальный транспорт не только потому, что проезд дешевле, – их привлекает безопасность.

Коснется так называемая реформа и бюрократической части. Чиновники обещают перевозчикам упрощение процедуры проведения конкурса на внутриобластные, пригородные, городские автобусные маршруты за счет уменьшения количества документов и постепенный переход на электронную систему подачи документов.

Прощай, «Богдан»?

Виктор Сасин, директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры, рассказал, что правительство поменяло балльную систему для перевозок.

«Если раньше перевозчик получал баллы за количество работающих у него сотрудников и количество машин, то сейчас основными критериями будут экологичность, качество и доступность транспорта для людей с ограниченными возможностями. Начисление баллов по таким критериям создаст для перевозчика стимул к обновлению своего подвижного состава, – заявил Виктор Сасин. – Мы предусмотрели баллы за низкопольный транспорт, понимая, что должны заменить «yellow submarine», как их называют наши иностранные партнеры, то есть маршрутки, на качественные автобусы».

Меняются, но не так быстро

По словам Василия Клата, директора департамента транспорта и связи Мариупольского горсовета, условия предполагаемого правительством транспортного реформирования в реалиях нашего города очень сложно представить. Хотя часть требований на местном уровне выполняется уже сейчас. Так, на данный момент программа развития муниципального транспорта Мариуполя предусматривает закупку исключительно низкопольных машин с опускающимся пандусом. В прошлом году уже приобретено 15 таких автобусов, затем еще пять – за счет европейских инвестиций и шесть единиц проспонсировала область.


Фото Анжелики Романовой. Перемены – переменами. Несмотря на амбиции правительства, представить Мариуполь без юрких маршруток на данный момент очень сложно.

На этой неделе ожидается презентация порядка 20 новых автобусов, которые месяц простояли в парке, потому что найти водителей в наше время, оказывается, не так-то просто.

«Такая реформа может исключить из числа перевозчиков маршрутные такси, но, чтобы это сделать, нужно полностью обеспечить население коммунальным транспортом. Пока тех машин, которые мы имеем в наличии, не хватает – даже сейчас, когда мы планомерно обзаводимся новичками: трамваями, троллейбусами и автобусами. Невозможно одновременно купить несколько десятков единиц транспорта», – отметил Василий Клат.

Касательно частных перевозчиков дела обстоят куда запутаннее. Если в больших городах изменения в правилах направлены на стимуляцию конкуренции, то в Мариуполе ее как таковой нет. Василий Клат добавил, что, несмотря на привилегии, о которых ведет речь Мининфраструктуры, наши частные перевозчики продолжат выставлять на конкурсы «Богданы» – альтернативы для них нет.

В действительности регулировать частников не так просто. Хотя проблема у них с коммунальным транспортом одна – недостаточное финансирование.

Директор «МариупольАвто» Андрей Уколов рассказал, что закупка новых маршрутных такси и меж­областных автобусов, которые бы соответствовали новым правилам предоставления пассажирских услуг, в планах предприятия предусмотрена, вот только финансов на нее пока не хватает.

«Сейчас у нас есть два низкопольных автобуса «МАН», которые работают на пригородных маршрутах. В Черкассах на восстановлении находится еще два автобуса, которые также будут оборудованы элементами доступности для людей с инвалидностью: на одном будет установлен подъемник для колясок, а другим смогут пользоваться слепые люди в сопровождении поводыря. Пока это все, что мы можем себе позволить», – говорит частный перевозчик.

Любовь Солодун