Баланс количества и качества

17 мая 2018 в 22:17

Школы с малой наполняемостью на пороге закрытия – детям предлагают перейти в учебные заведения с лучшими условиями

В Мариуполе планируют реорганизовать две школы – №23 и №61. Проект уже обсуждают депутаты Мариупольского горсовета на заседаниях постоянных профильных комиссий, само же решение предстоит принять на сессии 23 мая. Мнение общественности разделилось: одни называют это первым шагом к долгожданной образовательной реформе в городе, другие пеняют департаменту образования Мариуполя на то, что подобные инициативы ущемляют права детей.

Здание есть, а детей нет. Коридоры школы №23 полупустые – здесь учится гораздо меньше детей, чем предусмотрено проектной мощностью.

С минимальной наполняемостью

История с 23-й школой началась еще в прошлом году, когда стал вопрос о ее закрытии из-за того, что в учебное учреждение ходит мало детей, в то время как неподалеку расположено еще несколько школ. Родители были категорически против таких мер. и хотя проект был вынесен на сессию горсовета, решение так и не приняли. Учитывая обращения родителей и педагогического коллектива, было предложено отложить вопрос на год, возможно, появится какой-то другой вариант: учебное заведение переформатируется, увеличится наполняемость… Но ситуация не изменилась.

В этом году вопрос снова на слуху. Но теперь его ставят гораздо жестче. В Украине приняли новый Закон «Об образовании», который четко регламентирует деятельность учебных учреждений, да и со дня на день ожидают постановление Кабмина о том, что «деньги будут идти за учеником». Поэтому в этом году отложить вопрос, скорее всего, уже не получится – реформа наступает на пятки.

На сессию горсовета вынесено два проекта о реорганизации учебных учреждений.

Один из них касается школы №23 Приморского района, второй – общеобразовательной школы №61 на Левом берегу.

«Наполняемость этих учебных заведений минимальная: при общей проектной мощности 500 – 600 человек 23-ю посещает 153 ученика, 61-ю – 120, – рассказала директор департамента образования городского совета Татьяна Братчикова. – Реорганизация предполагает присоединение 61-й школы к ОШ №10, а школы №23 – к ОШ №54. Никто из детей «на улице» не останется, все получат достойное образование. Планируется, что многие перейдут со своими классами, чтобы ребятам было более комфортно. Что касается сотрудников, то учителей и обслуживающий персонал будем распределять на вакантные места. Если решение о закрытии данных школ все-таки примут, то их здания готов взять медуниверситет под учебные корпуса. Кроме того, он примет весь обслуживающий персонал и даже хочет пригласить некоторых преподавателей на работу».

Нагрузка разная – зарплата одинаковая

Ежегодно на каждую из двух школ, которые планируют реорганизовать, тратится колоссальная сумма – 4,5 млн грн. По сути, деньги расходуются на содержание пустых кабинетов. Потому что, например, в 23-й школе (здание которой состоит из двух блоков, по три этажа каждый) ученики занимаются лишь в одиннадцати классах на втором этаже. Согласитесь, что целесообразнее деньги громады использовать не на отопление пустующих помещений, а на повышение качества обучения и комфорта мариупольских детей.

Места хватит всем

Если депутаты примут на сессии решение о реорганизации двух мариупольских школ, то детям из ОШ №23 предложат перейти в ОШ №54, а ученикам школы №61 – в ОШ №10.

Реорганизация школ также поможет решить проблему несправедливого распределения нагрузки учителей. Ведь у педагогов, которые постоянно ведут уроки в полностью заполненных классах с количеством детей по 30 человек, и тех, кто каждый день занимается на уроке лишь с 15 школьниками одновременно, оплата труда одинаковая. Нагрузка разная, а зарплата не меняется.

«Безусловно, в маленьком классе детям комфортно, – отмечает депутат городского совета, директор школы №47 Нина Воробей. – Если говорить о качестве образования, в школах с малой наполняемостью один учитель преподает несколько предметов, часто это совместитель. Учитывая, что рядом с 23-й школой находятся 54-я и 26-я, которые готовы принять деток, мы, директора, поддержали предложение о том, что целесообразно перевести учеников в лучшие условия. Да, больно, когда закрывается школа, в которой ты учился, а потом привел сюда своего ребенка. Но сегодня мы должны обратить внимание на учебные заведения, куда ходит всего 120 детей».

К слову, к такому решению подталкивает и Министерство образования и науки Украины. Чиновники прорабатывают принципы формулы «Деньги идут за учеником». Это значит, что государство будет не просто выделять субвенцию на образовательную отрасль, например, Мариуполя, а финансировать получение образования каждым конкретным учеником. Документ увидит свет в этом или следующем году и станет приговором для малочисленных школ – директорам таких учебных заведений не хватит денег даже на то, чтобы весь год выплачивать заработную плату учителям.

В лучшие условия

По словам директора ОШ №23 Татьяны Погореловой, сегодня количество учащихся в учреждении не соответствует нормативной наполняемости – в каждом классе в среднем 15 человек.

Татьяна Братчикова говорит, что в тех учебных заведениях, куда предлагают перейти ребятам, гораздо лучшая материально-техническая база, чем та, что была у учеников, и сильные педагогические коллективы.

Школа №54, которая готова принять детей, расположена буквально через дорогу. Ее директор Татьяна Тилинина утверждает, что для всех учеников, которые могут прийти из соседнего учебного заведения, есть место.

«Однозначно мы сможем принять ребят из 23-й школы, у нас 470 детей, там учится 153, – отметила Татьяна Тилинина. – Однако окончательное решение за родителями – куда они захотят отвести свое чадо. Условия у нас хорошие, детям понравится. Летом нам отремонтируют санузлы, сейчас готовится проектно-сметная документация на ремонт столовой и актового зала. Планируется построить универсальную спортивную площадку. Практически во всех классах металлопластиковые окна».

Родители – против закрытия

А тем временем родители 23-й школы выступают за то, чтобы она стала учебным заведением первой ступени. Они довольны своими учителями, закрытия не хотят и просто так сдаваться не намерены.

«Разговоры о закрытии нашего учебного заведения были еще при бывшем мэре Юрии Хотлубее, – вспоминает Марина Натарина, председатель родительского комитета школы №23. – Школа начала терять своих детей еще в 1992 году. Проектная мощность учебных заведений, которые расположены в шаговой доступности друг от друга – гимназии №2, школ №№ 23, 26, 29 и 54, составляет 2556 детей. Обучается на самом деле 2232 ребенка, плюс 278 сотрудников. То есть в комплексе учебные заведения почти заполнены. У нас было общешкольное собрание, все родители против закрытия, потому что мы хотим, чтобы наши дети учились в школе №23, нам нравится коллектив. Но зданию требуется ремонт. Люди не ведут сюда своих детей из-за того, что у нас крыша течет».

Анна Шишман