Альфа и омега акварели

29 ноября 2017 в 14:52

Диалектика живописных начал на выставке в Центре современного искусства имени Архипа Куинджи открывает чудесный мир гармонии

Настоящее царство акварели предстает перед посетителями в Центре современного искусства. В минувшую субботу здесь открылась выставка, фактически являющая собой живописную хрестоматию, поскольку в экспозиции представлены и классические акварели, и авангард. Узнаваемые пейзажи и натюрморты заслуженных художников Украины, одесских акварелистов Галины и Анатолия Кравченко попали в наш город благодаря стараниям мецената Игоря Пилипенко, а абстракции мариупольца Александра Бондаренко представлены самим художником на первой в его творческой жизни персональной выставке.



Абстрактный экспрессионизм. Александр Бондаренко по-дизайнерски умело комбинирует цветовые сочетания.

Прозрачность и звучность цвета

«Акварель занимает особое место среди материалов, которыми пользуются в своем творчестве художники, – рассказала директор центра Ирина Волкова. – Краска эта, так щедро раскрывающая свои достоинства в работах больших мастеров, сурова, капризна и исключительно требовательна к художнику. Научиться писать акварелью – большой и долготерпеливый труд. Не сразу акварель открыла свои сокровища, не сразу завоевала славу одной из красивейших живописных техник! Какими только эпитетами не наделяют акварель: волшебная, чарующая, нежная, прекрасная! Она покоряет прозрачностью, легкостью и одновременно чистотой и звучностью цвета!»

По мнению куратора выставки Игоря Пилипенко, акварель сама по себе очень редкая техника живописи в нашем регионе:

«В основном у нас художники пишут либо графику, либо на холсте маслом, а вот акварельные выставки на моей памяти редки, разве что бывают отдельные экспозиции».

На первой персональной акварельной выставке Александра Бондаренко собраны работы не новые, некоторым картинам более 30 лет, но мариупольский зритель их еще не видел.

«Хотя я занимаюсь живописью 40 лет, но все еще учусь, ведь акварель – материал сам по себе сложный», – отмечает Александр.



Вековые традиции искусства. Гармония цвета, мягкая манера рисунка отражает лиричность мироощущения Галины и Анатолия Кравченко, которые умеют передать настроение и поэтичность избранного момента, и это отзывается в душе зрителя.

Эстетика мышления

«Художник тоже разыгрывает некий спектакль, – уверена Ирина Волкова. – Любой мастер выражает какой-то конфликт или в светотени, или в сюжете, зачастую в цвете не совсем природном, а как бы подсвеченном. Таким образом, предлагает зрителю посмотреть на свою сцену. Чтобы он смог почувствовать то, что хотел сказать автор, его взгляд».

Эту же мысль развивает заведующая художественным отделением Мариупольской школы искусств Любовь Макаренко:

«Дело художника, во-первых, увидеть, во-вторых, воплотить – убрать лишнее, подчеркнуть то, что надо, по-своему конвертировать реальность в образ. Надо понимать: художник видит иначе, чем обычный человек, любую реальность он оценивает со своей точки зрения».

Классика жанра

Нежные, мягкие, пронизанные светом пейзажи, глядя на которые порой хочется сощуриться от солнца; яркие, словно ожившие натюрморты – вот что передали из Одессы Галина и Анатолий Кравченко.

«Это мэтры, признанные не только в нашей стране, но и в Европе, – рассказал на вернисаже заслуженный художник Украины Сергей Баранник. – Туманные рассветы и закаты, а также маринистический жанр живописи стали визитной карточкой Анатолия Кравченко. Его жена, не уступающая ему в мастерстве, по-своему сильный художник. Их произведения – классика, не нуждающаяся в представлении и понятная всем».

По мнению Ирины Волковой, любое творение художников красиво издалека и вблизи, ведь каждое касание кисти – это синтез цвета, формы и настроения:

«Красота акварели этих мастеров глубинная, не курортная, не открыточная, а именно такая, которая по вековой традиции искусства требует непременно светлой печали, острой пронзительности и чистой слезы. Возле каждой работы хочется постоять и пожить вместе с нею».

Николай Пожогин

 
0 Console 0.0497 s Load Time 4.03 MB Memory Used 6 Queries Database vars & Config 71 Files