- Откройте! - «Мариупольгаз»

13 ноября 2010 в 00:00
Проверки коснутся всех мариупольцев, но заместитель городского головы Валерий Ксенофонтов запретил огульно перекрывать газ всему дому из-за одной - двух квартир

До недавнего времени газовщики, повсеместно практиковавшие заявочный ремонт, рекомендовали гражданам самостоятельно следить за исправностью газового оборудования и, только услышав запах газа, немедленно звонить в аварийную службу по выделенной линии. Практика аварийных вызовов сохраняется и сегодня, но, после того, как по стране прокатилась волна взрывов в многоквартирных домах, ситуация изменилась. Вспомните трагедию Днепропетровска в октябре 2007 года, когда в 10- этажном жилом доме произошел взрыв природного газа, в результате которого погибло 23 человека. Взрыв в жилом доме в Евпатории, где погибли 11 человек. Взрыв во Львове в феврале 2008 года, где погиб один человек и восемь попали в больницы. Было разрушено полностью три и повреждено 16 квартир. В мае 2008 года взрыв 5- этажного жилого дома в Изюме Харьковской области. Затем, в сентябре 2008 года, взрыв газа в Дрогобыче (Львовской области) …

Основными причинами трагедий, по результатам расследований, специалисты назвали нарушение правил техники безопасности при обращении с газовым оборудованием, его замену неспециалистами, обогрев квартир газовыми плитами и то, что жильцы оставляли горящий газ без присмотра, особенно в ночное время.

"Поэтому, - заявил "Ильичевцу" председатель правления ОАО "Мариупольгаз" Иван Фомиченко, - буквально полтора года назад привычный для горожан заявочный ремонт заменен планово- предупредительным. Теперь, согласно "Правилам предоставления населению услуг газоснабжения" (утвержденным Постановлением Кабмина № 476 от 14 апреля 2004 года - прим. авт.), бесплатно, на основе договорных отношений с жилищно-эксплуатационным предприятием, газовщики проводят профилактические мероприятия, осуществляя техническое обслуживание всего газового хозяйства жилого фонда. То есть, производят обследование каждого объекта потребления газа: будь-то квартира или дом, мастерская или летняя кухня, и так далее. И вместо противостояния, надеются на понимание и доверие со стороны жителей. Такая схема работы - не прихоть, а жизненно необходимая мера. Если в квартире случается утечка газа на плите, в течение двух часов газ полностью наполняет помещение кухни, а если неполное сжигание газа, хватит и пяти минут, чтобы человек потерял сознание, вдохнув СО …".

С этим не поспоришь, но поговорить есть о чем.

За двумя зайцами

К сожалению, у газовщиков и квартиросъемщиков, в силу обоюдной предвзятости, не всегда хватает оснований друг другу доверять. "Мариупольгаз" увлекается погоней за двумя зайцами: параллельно с мероприятиями по опрессовке и выявлению нарушений правил эксплуатации бытовых газовых приборов стремится призвать к ответу должников, наказывая их лишением газа. Как свидетельствуют работники жилищных предприятий, "мероприятия по опрессовке" начинаются по телефонограмме и растягиваются не на часы, а, как правило, на недели. За это время представители Горгаза успевают многое: и договора заключить, и провести сверку платежной документации. Одним словом, поработать глобально, но… плохо то, что отрезанными от газоснабжения вместе с должниками оказываются и добросовестные плательщики.

Потом, после драки, "Мариупольгаз" делает перерасчет за отсутствие газа, но раздосадованные жители к реабилитационным мероприятиям относятся уже без энтузиазма и сочувствия, делясь впечатлениями со знакомыми и друзьями (догадайтесь с трех раз какими).

Не до понимания

"С 8.00 до 17.00 (время работы бригады по обслуживанию внутридомовых систем газоснабжения), не самое удобное, чтобы сразу, без проблем распахнуть двери проверяющим, - рассказал "Ильичевцу" Валерий Буров, и.о. председателя домового комитета № 152 по ул. Гранитной. - Только благодаря вмешательству депутата горсовета Сергея Магеры жители нашего дома оставались без газа всего двое суток - с 18 по 20 октября. Хотя сразу казалось, что навсегда: газ перекрыли, трубы опломбировали. В момент начала работы бригады на доме, мы пытались с ними договориться, убедить, что не обязательно всех оставлять без газа, если за некоторыми жильцами можно гоняться и дни, и недели к ряду...

Чтобы такие визиты можно было расценивать как дружественный шаг, газовщикам все же надо лояльнее относиться к тем, кого дома не застали. Вначале уместно было бы подходить к каждому на позициях презумпции невиновности, а уже по выявленному факту нарушения карать по всей строгости. Не мешало бы с пониманием относиться к тому, что не всем удалось узнать о предстоящей проверке заблаговременно. (Жэк утверждает, что предупреждение было вывешено еще 15 октября, но потом, очевидно, кем-то сорвано. Газовщики же разместили объявления о проверке в тот же день, когда основная масса жителей ушла на работу)".

И последний очень важный нюанс, который так и остался без пояснений: "Для повторного пуска газа (так в объявлении было написано) - при наличии всех жителей квартир по стояку звонить после 17.00 по телефону 104". Это телефон аварийной службы, которая должна была прибыть на место и сделать заключение о возможности возобновления подключения квартир в магистраль". "Некоторые из жильцов звонили, но, к нашему удивлению, их только послали куда подальше... И лишь когда пригласили разобраться с ситуацией МТВ, восемь стояков сразу же было подключено. Выходит, что все случившееся и выеденного яйца не стоит?", - свидетельствует Валерий Буров.

По информации Любови Солопаевой, начальника ЖКП "Домовик-2","в доме № 152 18 октября газовщики не получили доступа в четыре квартиры. В трех из них, по свидетельствам соседей, никто не проживает, а вот в четвертую, как оказалось, не пускали намеренно. Вместо сертифицированного газового, в квартире эксплуатировался дырявый заклеенный изолентой водяной шланг.

Таким образом, в доме предотвращен несчастный случай, о чем и был составлен акт, а позже составлен акт о том, что газовая система дома опрессована давлением 500 мм. вод.ст., - и что утечек не обнаружено".

Учитывая прозвучавшую в СМИ негативную оценку действий работников ОАО "Мариупольгаз", Михаил Веремеенко, первый заместитель председателя правления ОАО "Мариупольгаз", посчитал нужным подробнее разъяснить ситуацию. В частности, подчеркнул, что "планово-техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения выполняется работниками ОАО "Мариупольгаз" в соответствии с правилами безопасности систем газоснабжения Украины" и "Положением о техническом обслуживании ВДСГ жилых зданий" по договору с собственником жилого фонда и бесплатно.

Планово- техническое обслуживание делится на два основных вида работ: профилактическое техническое обслуживание газовых приборов и проверку плотности внутридомового газопровода.

Основной проблемой является необходимость доступа представителей Горгаза непосредственно к газовым приборам каждой квартиры. Она особенно актуальна для многоэтажных домов, где от одного газового стояка подключено несколько квартир. Проверка герметичности газового стояка многоэтажного жилого дома выполняется воздухом под давлением 500 мм. вод.ст. При положительном результате необходимо в обязательном порядке произвести продувку образовавшейся в газопроводах взрывоопасной газовоздушной смеси и пусковая смесь через тупиковые ответвления, которыми являются подводы газопроводов к каждому газовому прибору. После этого работникам Горгаза производится розжиг газовых горелок.

Отсутствие падения давления газовоздушной смеси в стояке при его испытании на герметичность не говорит о возможной безопасной эксплуатации газовых приборов. Помимо опрессовки ВДСГ необходимо в обязательном порядке проверить газовые приборы, устранить выявленные утечки газа, проверить соответствие установки газовых приборов и строительной части помещений требованиям строительных норм, проекту и ПБСГУ, проверить наличие доступа к газопроводам и газовым приборам, проверить дымвентканалы на наличие тяги, провести повторный инструктаж с абонентами.

Таким образом, при отсутствии хозяев одной из квартир стояка пуск газа не может быть выполнен всем квартирам, подключенным от данного газопровода.

Производство работ осложняется также тем, что сам пуск является газоопасной работой, может производиться только в светлое время суток за исключением работ по локализации аварий.

Учитывая вышеизложенное, в начале 2010 года ОАО "Мариупольгаз" согласовал с предприятиями, обслуживающими жилой фонд, годовые графики выполнения работ по планово- техническому обслуживанию ВДСГ, а за три дня до их начала в каждом доме Горгаз напоминает телефонограммой. После нее жэк должен вывешивать соответствующие объявления на подъездах.

Кроме того, для пуска газа в квартиры, жильцы которых присутствуют дома только в вечернее время суток или в выходные дни, задействована служба аварийно- восстановительных работ, специалисты которой в любое время по звонку жителей готовы выехать для пуска газа в квартиры, отключенного после опрессовки газового стояка. Только выполнение перечисленных работ в полном объеме может обеспечить безопасную и безаварийную эксплуатацию ВДСГ. В связи с этим ОАО "Мариупольгаз" обращается к абонентам, пользующимся природным газом, предоставить доступ в квартиры к газовым приборам для контроля и обслуживания".

Мы пойдем другим путем…

Признаться, редко в организации, предоставляющей услуги, приходится слышать извинения в адрес потребителей, абонентов… Поэтому на них особенно и не рассчитываешь. Хотя, что касается Горгаза, то объективности ради стоит вспомнить, как часто в вашей квартире не было газа? Скорее, может не быть воды или тепла. Но в редко украшающих кухни газопроводах никогда не кончается газ.

А нет "любви", может быть, потому, что газовщики достаточно насмотрелись "безобразий" в квартирах потребителей. Добиваясь эстетичного вида помещений, абоненты повсеместно пренебрегают безопасностью: при монтаже газовой системы используют несертифицированный материал - неподходящие шланги, водяные и прочие краны. В то время, как на все материалы, используемые на газовой системе, утверждают газовщики, должен быть сертификат качества. Вся документация на выполненные работ должна храниться в архивах "Мариупольгаза".

Еще чаще заклеивают вентиляционные каналы. Не учитывают, что без них пользование газовыми приборами потенциально опасно, особенно при наличии газовой колонки. Зашивают гипсокартоном и кафелем газопроводы, выбрасывают металлические газовые трубы и заменяют их пластиковыми (полиэтиленовые газопроводы существуют, но исключительно подземные, поэтому все наземные - должны быть и есть - металлические), ставят дополнительно вытяжки и газовые приборы, прибегая к услугам сговорчивых мебельщиков, вместо специализированных организаций, которых у нас в Мариуполе двенадцать. Самовольно переносят и монтируют газопроводы из пластика, стараясь провести их на уровне плинтуса, перемещают газовые колонки из кухни в ванную комнату. Все это очень серьезные нарушения, чреватые отравлением угарным газом.

Газовщики, в свою очередь, нелояльно подходят к формированию цен на свои услуги. Вот, казалось бы, заказать проект на перенос в пределах кухни газовых труб, по информации Горгаза, стоит недорого - всего 117 гривень, но чтобы воплотить его, потребуется заплатить за материалы, за работу по опрессовке и прочее... все это выливается в круглую сумму.

В поисках равновесия

Поэтому надо пойти другим путем: надо договариваться…и стараться улыбаться, предъявляя удостоверение работника Горгаза, чтобы получить в ответ понимание и улыбку.

"Нам зачастую ставят в укор то, что у восьми из девяти квартир все в порядке, а мы не даем газ на стояк. Но поневоле нам приходится так поступать. Даже одна квартира, если там не выдержаны правила безопасности, подвергает опасности весь дом. Данные о таких квартирах нам предоставляет жэк, и, поверьте, обычно подтверждается, что приходилось держать без газа стояки именно из-за тех квартир, в которых проживают постоянно и не пускают нас намеренно…", - утверждают газовщики.

Заместитель городского головы Валерий Ксенофонтов в своем комментарии "Ильичевцу" особо подчеркнул, что "запретил "Мариупольгазу", хоть это и не коммунальное предприятие, - огульно перекрывать газ на дом из-за одной - двух квартир. Не впустили вас по какой-то причине в квартиру - работайте индивидуально. В конце концов, к должнику можно войти с исполнительной службой. Но, ни в коем случае не давить на жителей, что пока не откроют нам вот эту квартиру, никому газ не дадим. Это, с моей точки зрения, неправильная позиция. Считаю, что так надо поступать, если действительно есть утечка - тогда искать доступ в каждую квартиру просто необходимо! Но если нет, то посмотреть по мере возможности, а в остальные квартиры прийти позже. Благо, что 80% жителей находят возможность оказаться дома в нужный момент. Другими словами, если обнаружилось нарушение, составляйте акт и наказывайте конкретных людей. Но если стояк выдержал - надо запускать газ. Это же разные вещи - долги и опрессовка.

Необходимо разделить опрессовку стояка с проверкой оборудования в каждой квартире. А с нарушителями надо работать отдельно. Целенаправленно и жестко. Ведь речь идет о газе. В любом случае не должны страдать законопослушные граждане. Это принципиальная позиция".